Рецензия на книгу
Мантикора
Робертсон Дэвис
Аноним25 июня 2016 г.Путешествие внутрь себя
К счастью, книгоигры помогли мне довольно быстро добраться до второй части "Дептфордской трилогии" Робертсона Дэвиса. В "Мантикоре" главным героем выступает не Бой Стонтон, как можно было бы ожидать, а его сын Дэвид.
Нелегко быть сыном очень богатого человека. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему делу за и против меня, делу, которое я здесь представлю.По сути в книге всего 2 героя - пациент Дэвид Стонтон и врач-психоаналитик И. фон Галлер. Всех остальных персонажей мы видим только глазами Стонтона - в его воспоминаниях во время сеансов психоанализа. Большинство из этих воспоминаний очень личные и болезненные, благодаря чему возникает ощущение, что за людьми, о которых рассказывает Стонтон, мы подглядываем в замочную скважину.
Пациентом Дэвид Стонтон оказался непростым, и поначалу между ним и доктором разыгрывалась своеобразная дуэль. Удалось ли доктору расколоть этот крепкий орешек и каких результатов им удастся достичь, мы узнаем в процессе чтения.
Как персонаж Дэвид не сразу, но постепенно стал мне симпатичен. К 40 годам он снискал славу одаренного адвоката по уголовным делам и добился многого своим трудом, не отсиживаясь на денежных мешках своего отца. У него ярко выраженный юридический склад мышления, это законник до мозга костей, и эта его черта отражена максимально живо и достоверно.
У героя серьезные проблемы с алкоголем, наличие которых он отказывается признавать, его жизнь катится под откос. Но не спешите судить "опустившегося человека", так как, познакомившись с ним поближе, понимаешь, насколько он не тривиален. За маской циника и алкоголика скрывается одинокая, израненная душа сына, который тщетно пытается выбраться из тени отца.
...не будь грошовым Гамлетом, не цепляйся за отцовский призрак - это доведет тебя до гибели.Мои познания о психоанализе (в данном случае юнгианском его направлении) были ограничены просмотром художественных фильмов. Беседы с психоаналитиком раньше представлялись мне чем-то вроде исповеди, однако этот рассказ исповедью не назовешь, так как задача героя - не каяться, не сокрушаться о том, что было и чего уже не изменишь, а попытаться разобраться в себе и в своей жизни. Ключики к собственному "я" он с помощью доктора ищет в далеком детстве, в отношениях с семьей и даже в снах.
Вы думаете, что мир - это ваше представление о нем, и если вы не осознаете, что это заблуждение, и не откажетесь от него, то вся ваша жизнь превратится в одну гигантскую галлюцинацию.Есть мнение, что романы "Дептфордской трилогии" можно читать независимо друг от друга и в любом порядке, но мне так не кажется. После "Пятого персонажа" читатель уже неплохо знаком с большинством героев этой истории - с кем-то больше, с кем-то меньше, напрямую или со стороны, поэтому знает кое-какие их секреты - скажем так, знает то, о чем главный герой "Мантикоры" даже не подозревает.
Когда ближе к финалу автор вновь стал сводить 3 дептфордских ниточки к пересечению, я ждала такого же "нерва", как в "Пятом персонаже", но в этот раз никакого накала не было. Финал не то чтобы разочаровал меня - скорее оставил в легком недоумении и показался размытым в своей иносказательности.
Для непритязательного отдохновенного чтения эта книга вряд ли подойдет, но несмотря на психологическую тематику читается совсем не занудно и впечатление оставляет очень хорошее.
Духов прошлого лучше изгонять, насколько это возможно...243