Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июня 2016 г.

    Прочитала, словно вынырнула из омута.
    Сложно собраться с мыслями после этой книги.
    Очень хочется назвать её театром абсурда, хотя по сути ничего абсурдного в ней не происходит. Справедливости мало, а абсурда ноль. Нельзя привыкать к хэппиэндовским книгам с простыми сюжетными линиями, иногда нужно давать себе литературную встряску и немного насиловать мозг - примерно тот случай.
    Очень многослойное произведение, литературовед либо филолог разобрался бы в нём лучше, лучше бы принял и понял.
    Я учусь относиться к книгам без протеста и возмущения, без личного отношения и критики. Редко так выходит. Но я пробую.
    Повествование ведётся от лица главного героя с последующими послесловиями других действующих лиц.
    Итак, главный герой - немолодой Бредли Пирсон, неплодовитый писатель, философ, критик. Вынашивает и лилеет в своем сознании великую книгу, её идея и сюжет за гранью повествования. Он считает себя выдающимся писателем способным на великий литературный шедевр, не в пример своему другу - блистательному Арнольду Баффину, регулярно штампующему посредственные романы.
    У Арнольда есть выцвевшая разочарованная жизнью жена Рейчел и дочь Джулиан, молодая девушка, которая активно ищет свое место в этой жизни. Она ещё не изломанна условностями и комплексами. Семейный коктейль Баффинов приправлен супружеским перебранками отца и матери, с одной из которых начинается книга.
    Бредли не одинок: явилась успешная и сногсшибательная бывшая жена, с непонятным желанием то ли вернуть бывшего мужа, то ли поглядеть "во что он без меня превратился", вкупе с со своим братом-неудачником-алкоголиком-плаксой-и- в-прошлом-геем.
    Букет персонажей дополняет Присцилла - обуза Бредли, его сестра, которая свалилась как снег на голову после ссоры с собственным мужем. А тот и рад, ведь у него молодая любовница "в положении". Бедной Присцилле такое не по силам.
    События развиваются стемительно: семейная драмма сестры - ей нужна опора и поддержка, она словно жвачка на асфальте - мягкая, грязная, липучая и не на что не способная. Баффины - начинают со скандала с рукоприкладством, а продолжают амурными манипуляциями. Арнольд в сторону бывшей жены лучшего друга - Кристиан, он крайне любопытный человек, в том плане что он полон любопытства, он в поиске нового опыта если не личного, то в делах близких людей. Разрешения на засовывание носа он не спрашивает. Рейчел, измята жизнью, но видит в себе достаточно огня, что бы начать процесс активного соблазнения лучшего друга мужа.
    Хаос человеческих поступков продолжается, Бредли пленник обстоятельств, но при всё при этом он абсолютно свободен ментально. Обязательства относительно сестры не особо его тяготят и со спокойной совестью он передает её из одних заботливых рук в другие. Он пропитан желанием уединения и возможности реализации своего писательства. Эта мысль и одержимость помогает ему держаться на плаву в шторме окружающих его истерик. Не каждый мужчина выдержит ополоумевшую сестру, откровенно домогающуюся жену друга и назойливую бывшую жену. Как бы самому не слететь с катушек, не выйти в чисто поле да не поорать. Он делает слабые попытки вырваться, уехать подальше от назойливых друзей и бывших родственников. Но решительности не хватает. Или это такое же болезненное любопытство как и у Арнольда.
    Прочитав аннотацию, до конца верила, что "спастись" ему поможет Джулиан, но увы. Короткая яркая связь заканчивается катастрофически, тут и разница в возрасте, и запретный плод, и различный интеллектуальный уровень, и неготовность Бредли к новой любви, и неуместность этого романа, ведь всё равно на первом месте остается искусство и замысел. Опять-таки Бредли словно специально усугубляет ситуацию, словно ищет дополнительных проблем и мучений для себя.
    Развязка быстрая и переломная для всех. Бредли наконец остается в плодотворном одиночестве, своего рода монастыре, где на пепелище он пишет роман о своей жизни. Венец своего творчества, замысел которого он вынашивал.
    Черный принц проходит сквозь роман в виде "Гамлета" - величайшего произведения Шекспира, воплощённой речи, и "чёрного эроса" - начала и источника вдохновения в художнике. С последним можно поспорить, поскольку попахивает откровенным фрейдизмом.
    Не must-read, на любителя.
    С оценкой сложно. Ставлю тройку, потому что не могу адекватно оценить.

    3
    76