Рецензия на книгу
Шрам
Чайна Мьевиль
Аноним10 июня 2016 г.Антирецензия на "Шрам" Мьевиля...
С Чайна Мьевилем, представителем так называемых "Новых странных" (New Weird) - которые пытаются уйти от штампов и канонов, прописанных еще любимым нашим Толкиеным, я хотела ознакомится очень давно. В хотелках у меня лежит его "Вокзал потерянных снов". Но так получилось, что его другой роман "Шрам", который является продолжением "Вокзала" и рассказывает о том же самом мире, оказался у меня раньше. А так как везде было написано, что это произведение можно читать самостоятельно - решила я начать знакомство с автором - именно с него. И, видимо, сделала большую глупость.
Роман "Шрам" насчитывает 825 страниц и я честно читала его и даже прочитала больше половины (500 страниц), прежде чем сказать себе - "Маша, ты можешь не читать дальше, если тебе не интересно, потому что ты забираешь это время от тех книг, которые тебе будут намного интереснее!!!".
В то же время про Мьевиля если и говорят, то говорят либо хорошо, либо ничего, хотя я тут наткнулась на интересное описание его творчества, которое может объяснить, почему мне эта книга не понравилась. "От Мьевиля не стоит ждать сногсшибательного сюжета и закрученных поворотов с постоянным экшном или филосовско-поучительной фантастики. Нет, от Мьевиля можно только ждать атмосферный необычный мир, который тебя захватит".
Мир у автора и вправду хорош. Его фантазии можно только позавидовать. Он описывает околоводный мир, населенный огромным количеством самых разнообразных и порой омерзительных персонажей. Чего стоит только персонаж с ртом в виде ануса? Но в то же время - все его персонажи и миры - вторичны. Попробую объяснить. Автор берет наш мир и его гипертрофирует, изменяет, а также играет со словами. И вот у него вместо понедельников появляются "пыледельники", вместо химических и электрических элементов - хЕмические и ИЛИктрические элементали. Расы у него тоже в основном антропоморфны. Человек-краб, человек-осьминог, человек-комар.
Конечно, у него есть не вторичные расы. Мне очень понравились два пассажа (оба связанные с шрамами, кстати). Первый - это раса (или секта) струподелов. Люди, которые принимают эликсиры для ускорения сворачивания крови и поэтому их кровь быстро сворачивается - создавая таким образом на теле причудливую броню. И мне понравилось, что автор упомянул о болезни струподелов, когда их кровь начинает сворачиваться внутри и они умирают от этого и поэтому постоянно пьют лекарства для разжижения крови.
А также мне понравилась история персонажей под общим названием Любовники. ОН происходит из народа, который режет лица своим женам, чтобы они никому не доставались, чтобы испортить их красоту. И когда он так же поступил со своей новой наложницей - ОНА порезала его в ответ. Этот призыв к равноправию полов так его сразил, что он сделал ее себе ровней. И теперь они в знак своей любви наносят себе на одном и том же месте порезы.
Вам еще не тошнотворно от обилия крови? Вообще, тошнотворного в романе полно. Постоянно кто-то с кем-то слУчивается. Даже в прекрасной любовной линии между молодым парнишкой и переделанной (женщиной, которой заменили ноги на паровой котел... Зачем?????) идет акцент на то, а как же они там сексом занимаются?
А больше в этом романе ничего нет. Я не нашла там ни какого-то сильно интересного сюжета, когда читаешь и не можешь оторваться, потому что интересно, что же будет дальше. Ни интересных героев, которым переживаешь. Даже Флорин Сак - привлекающий изначально своей необычностью (а именно щупальцами, растущими из груди) - не интересен и не логичен. Его характер (как и характеры других персонажей) не проработаны, поступки их не логичны. И не логичны не только в моем понимании логики - а просто человек с таким характером - не будет так поступать - недостаточно мотивации и нет тех черт, которые бы его на такой поступок подвигли.
В книги нет интриг и хитросплетений сюжета, когда слово, брошенное одним персонажем отразится на поступке третьего и смерти пятого. Нет политических игр, за которыми интересно следить. Нет никого, кого хочется любить или ненавидеть. И тут даже нет экшена, который бы разбавил всю эту тягомотину.
Я думаю, мне просто не повезло прочитать "Шрам" раньше "Вокзала потерянных снов" - думаю в произведении, в котором нет романтики пиратства и ожидаемых от этой романтики приключений - в произведении, где главным героем является город - грандиозные описания и фантазия автора - покажут себя с наилучшей стороны.
14148