Рецензия на книгу
Темная башня: Книга 1. Стрелок
Стивен Кинг
Dron13566 июня 2016 г.Куда уходят короли?
Много лет в голове Стивена Кинга зрела идея о создании самого популярного и интересного цикла в литературе. Была основа, но "король" понимал, что начинать писать слишком рано. На тот момент Кингу было всего девятнадцать лет, и он решил начать писать роман через 4 года. Творческий процесс затянулся на 10 лет и "Стрелок" вышел только в 1982 году. Позже мастер ужасов признался, что поспешил с написанием, так как думал: "времени не хватит". Но его хватило с лихвой, а спустя ещё 20 лет Кинг заметил, что его роман очень далёк от идеала и внёс ряд исправлений. Кинг пытался спасти роман, но ему опять пришлось признать, что первая книга не удачна, зато за оставшиеся произведения цикла он был горд.
Роман начинается с того, что стрелок останавливается на ночлег в старой задрипанной хибаре. Хозяин хижины оказывает ему радушный приём, а тем временем наш герой рассказывает историю о том, как посетил городок Талл. Стрелок пытается поймать человека в чёрном, дабы тот отвёл его к Тёмной Башне. Главный герой пока не знает, что в этой башне, но твёрдо намерен её отыскать, так как, когда-то, о ней ходило много легенд.
Устав от поиска "ЧвЧ" стрелок решает перекантоваться в Талле. Там он встречает множество неприятных личностей, среди которых, как не странно, есть девушка, в которую и влюбляется наш парень. Они проводят приятные ночи, но стрелок понимает, что рано или поздно ему придётся уйти.
Эта часть романа великолепно проработана, хотя и не лишена доли абсурда. Кинг поднял пыль тайны до такой степени, что она никак не хотела рассеиваться. Стрелок знает, что где бы он не побывал его всегда будут ждать "расставленные" ловушки человека в чёрном. Особенно понравился фокус со словом "девятнадцать".
Не спасают даже воспоминания стрелка про его детство. Из них мы, наконец, узнаём, что его зовут Роланд Дискейн и чтобы стать стрелком его обучали с ранних лет. Читая эти главы, так и хочется укутаться в одеяло и крепко заснуть. Вроде бы понятно, что это фэнтези, но даже для такого фантастического жанра всё слишком неправдоподобно.
Спасла только концовка, но, тем не менее, впечатление от романа было сильно испорчено.
У Кинга всегда получалось создавать интересные личности для своих персонажей. Очень жаль, что на этот раз хорошо получились только второплановые персонажи. Не будем сеять хаос и начнём с главных героев.
Роланд, стрелок из древнего рода Дискейнов. Его дед был стрелком, его отец и конечно он тоже им стал. Пришлось пройти пару испытаний, но судя по тому, как ему это удалось, стрелками не становятся только больные чумой или чем-нибудь подобным. Конструктивный Критик давно не встречал таких слабаков, но надо признать, что из Роланда получился отличный стрелок. Пули летят только в голову. А вот по поводу поступков Дискейна остаётся масса вопросов. Сложилось впечатление, что он слишком самонадеян, учитывая эпизоды с Джейком.
Джейка тоже можно назвать одним из главных героев. Единственное чем мальчик вызвал интерес, это то, как он попал в мир Тёмной башни. Человек в чёрном вытащил его из реального мира (нашего с вами) и перенёс его, дабы тот стал очередной ловушкой на пути стрелка. К слову сказать, это и не ловушка вовсе, просто Роланд решил думать только о себе.
Хорошие второплановые персонажи выруливали ситуацию в лучшую сторону, но этого оказалось недостаточно. Почти все они тёмные личности, со своими страшными тайнами. Больше всех понравилась хозяйка таверны из городка Талл Элис. Когда-то она была красавицей, но ужасный шрам на лице отталкивает от неё людей. Но даже этот факт не помешал ей стать любовницей Роланда. Человек в Чёрном поместил в неё свою ловушку, которая стала ловушкой, как для стрелка, так и для Элис.
Стоит сказать пару слов о "ЧвЧ" так как он, вроде как, корень всех бед. Он могущественный колдун и любит хорошие трюки. Если бы не он, то финал романа не смог бы так заинтриговать для прочтения следующих книг. Два хороших персонажа на весь роман, да и то не очень главных, маловато будет.
При прочтении романа невольно ловишь себя на мысли, что не заметил как прочитал столько страниц. Если бы не стиль короля ужасов, то путь "КК" не был бы так лёгок. Плюс Кинга в том, что он всегда может рассказать историю очень доступным языком. Action-сцены просто выше всяких похвал. Но всё же, были моменты, когда было скучно читать. Одинаковые главы сильно на это повлияли. Как-то вяло шли сцены про молодость Роланда. Может вина стиля, а может и сюжетной составляющей. Чувствуется ещё, что старина Стивен был очень молод и ещё не до конца обрёл себя. По стилю роман можно сравнить с первой работой Кинга "Кэрри".
Атмосфера романа очень сильно чувствовалась в первой его части, и особенно в финале, когда всё открылось, и Роланду приходилось решительно действовать. Те части в которых Джейк и Роланд взаимодействовали друг с другом вообще не вызвали никак эмоции. Как говориться: "Было и было".
Сцена разговора с оракулом одна из самых удачных по атмосфере. Интересно преподнесена и реализована. Чувствуется, что Кингу пригодился его наркоманский опыт. Самое интересное, это то, что чем отвратительнее момент, тем более ярко он чувствуется.
Итог
Если бы Стивен Кинг с самого начала не сказал, что "Стрелок" не очень удачный роман, то впечатление от книги было бы безвозвратно испорчено. Настоящий мастер всегда может признать свои ошибки и в итоге исправиться. Всё-таки от первого романа осталось тёплое чувство, плюс отличный финал оставил интригу.
332