Рецензия на книгу
Милый друг
Ги де Мопассан
GodSpeed_You6 июня 2016 г.Написанный в 1885 году роман «Милый друг» Ги де Мопассана концентрирует свое внимание на общественный строй Парижа конца 19 века. В нём французский писатель обращается сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом. Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё социальных, а также философских вопросов.
Жорж Дюруа - выходец из бедной крестьянской семьи, бывший военный, который начинает свое продвижение по карьерной лестнице рядовым служащим железной дороги. Пресмыкаясь по улицам Парижа в поисках денег на провиант, он сталкивается со своим бывшим сослуживцем, который преуспевает в журналистском деле. Из соображений о старой приятельской дружбы, тот устраивает главного героя в контору одной из второстепенных по значимости французских газет.
Жорж Дюруа постепенно привыкает к своей новой должности, но успешно войдя в образ репортера, он по прежнему испытывает нужду в деньгах. Эта потребность в деньгах усиливается его постоянным нахождением в кругу высокопоставленных чинов и богатеев Франции и его завистью к их образу жизни. Именно это чувство делает его по-настоящему опасным человеком, который одержим идеей добиваться своего и идти по головам.
Примечателен тот факт, что свое шествие по трупам Жорж начинает не сразу, а лишь после получения парочки другой жизненных уроков. Сначала это был молодой работящий мужчина, с мечтой об удачном браке с богатой и влиятельной женщиной, а в конце он предстает перед нами как воплощение зла, идеалы которого пошатнулись от деятельности своих коллег и начальников. Ги де Мопассан отчасти симпатизирует этому персонажу, представляя его в худшем свете через злую иронию, авантюристский и недвусмысленный цинизм. Мастерство автора здесь проявляется во всей красе - его симпатия к персонажу выражается не поощрением его действий, а неким оправданием его поступков из-за условий и нравов светского общества.Такие авторы, как Мопассан, могут за одну написанную книгу взрастить в думающем читателе ненависть ко всему человеческому. Несогласие Шопенгауэра "это естественно, потому и безобразно" как никогда приобретает значимый вес. Погибло и погибает все чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно.
Балом всегда заправляли и будут заправлять изворотливые и скользкие кретины, которые пойдут на любые низости, на любые ухищрения, чтобы добиться своего. Самодовольствующиеся своим мнимым успехом, полные верой в себя и в свою безоговорочную правоту, они лишь являются закономерным продуктом экономической системы и насаждаемыми ею идеалами. Вот вам и ответ на вопрос, почему глупые люди, как правило, преуспевают больше, чем умные. Время летит, эпохи меняются, но суть остается прежней, и таких пройдох, как Жорж Дюруа становится только больше.
Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики и снобизма. Блестящая манера повествования и стилистически выдержанный реализм делают прочтение этой книги скоротечным, но весьма болезненным.
536