Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
HelloFromSpace4 июня 2016 г.Евгений Замятин - Мы
«Мы» Евгения Замятина – настоящий шедевр, который, к сожалению, на территории постсоветского пространства известен лишь узкому кругу лиц. Тем не менее, этот роман можно абсолютно без зазрения совести назвать основоположником жанра антиутопий 20-го века. Вдохновившись именно замятинским произведением, Оруэлл написал свой великий «1984»; черпали оттуда идеи и Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») и Хаксли («О дивный новый мир»). Ну а менее известных последователей Замятина не счесть.
Действие романа происходит, предположительно, в 30-м веке (в Едином Государстве, о котором идёт повествование, принято своё летоисчисление). Человечество после опустошительной Двухсотлетней войны практически вымерло. Как результат, войну, вкупе с переходом от нормальной пищи к синтетической (нефтяной), пережило всего 0,2% от довоенного населения. «Победители» полностью отказались от природы внешней, построив вокруг своего стеклянного города непроницаемую Зелёную Стену. Кроме того, установившаяся диктатура Благодетеля пытается всеми силами победить и природу внутреннюю, превратив каждого человека в отдельную живую машину. И, нужно сказать, им это практически удалось: люди живут по Часовой Скрижали (то есть, по установленному расписанию), государство строго контролирует абсолютно все сферы жизни и жестоко карает за малейшие отступления от принятой линии, а жители, тем временем, считают (действительно считают!) это высшим благом. Но не все.
Роман «Мы» был написан, вот уж и вправду, не в то время и не в том месте: в 1920 году в ещё молодой, но уже погрязающей в репрессиях, Советской России. Ожидаемо он был запрещён, а сам Замятин начал подвергаться всё большей травле и со временем был вынужден покинуть Советский Союз. Книга, оказавшая огромное влияние на современную фантастическую литературу, была переведена на английский язык и вышла на западе уже в 1925 году, тогда как в СССР первое издание состоялось лишь в 1988 году.
*
По прочтению книги мне стало действительно грустно. И грустно не из-за безысходности сюжета, а из-за того, как страна забывает свои таланты, своих героев, если можно так выразиться. Это даже не Солженицын или Набоков, которые тоже уехали, которых многие хаяли и ненавидели, но о которых знали и знают. Замятин же практически предан забвению, и это в сто крат страшнее.428