Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Hedda Gabbler

Henrik Ibsen

  • Аватар пользователя
    Lotoss1 июня 2016 г.

    Не свободна! Этой мысли я не вынесу никогда!

    Как возбуждает нас власть над другими и как сводит нас с ума чужая власть над нами.
    Свобода! Свобода! Свобода!
    Читать пьесу – есть в этом какое-то свое удовольствие. События происходят у тебя в голове, персонажи сами возникают там, а автор лишь подсказывает им, что говорить.
    «Гедду Габлер» нужно читать взахлеб, забывшись и потерявшись среди слов, диалогов и реплик. Нужно вместе с Геддой упиваться властью над судьбой других, вместе с ней умирать от скуки и палить из револьверов. Нужно вместе с ней искать прекрасную смерть, увенчанную листвою винограда.
    Женщина, которой противна даже мысль о беременности и рождении, и которая сжигает чужих детей. Женщина, которой хватает смелости нажать на курок.
    Персонаж, вызывающий такие двоякие чувства: сначала восхищение, а уже через мгновение непонимание и отвращение.
    Кукловодство «Кукольного дома» присутствует и здесь, максимально раскрывая себя в конце.


    Все-таки… в полной вашей власти. Завишу от вашей воли и желаний! Не свободна, значит, не свободна! Нет, этой мысли я не вынесу! Никогда!

    А теперь по делу, с цитатами и спойлерами.


    • Лучше умереть!
    • Ну, так обыкновенно только говорят, но не делают.

      Я бы заключила в эти строки основную идею всей пьесы. Начнём с того, чем Ибсен закончил: Гедде Габлер хватило смелости застрелить себя. «Как-то легче дышится, когда знаешь, что на свете все-таки совершается иногда что-то свободное, смелое. На чем лежит отпечаток естественной, непроизвольной красоты». Во всем привыкла главная героиня искать красоту, так хотелось ей жить в полную силу и дышать полной грудью. Так хотелось ей быть частью мужского мира, завесу в который приоткрывал для неё Эйлерт Левборг. Но так ведь не заведено.


    «Ну, так обыкновенно только говорят, но не делают». Обыкновенно. Принято. Положено. Привычно.
    Что обыкновенно делают женщины? Верно, они выходят замуж и рожают детей, ведь это по словам асессора, является призванием женщин. Вот и Гедде Габлер пришлось найти мужа и осесть в одном месте. Вот только мысль о беременности она с отвращением отталкивает, пусть все уже и отметили, как она «пополнела» и недвузначно намекают на скорое пополнение.
    Мещанская жизнь противна Гедде, она во всем ищет развлечение. И находит его, как сама считает, в том, чтобы «держать в руках судьбу другого человека».
    • Что, если бы я могла заставить Тесмана заняться политикой?
    • Тесмана? Нет, знаете, политика - это уж совсем не по его части.
    • Охотно верю... А если бы все-таки мне удалось?
    • Да какая же вам будет радость от этого? Раз он не годится? Зачем вам тогда заставлять его?..
    • Затем, что мне скучно! Слышите?

      Гедда Габлер, играя, выводит простушку Теа на откровения, а потом на горизонте появляется Эйлерт Левборг, на которого героиня уже как-то наставляла дуло своего револьвера. Что за новая возможность поиграть с судьбой другого человека! Устроить ему испытание, чтобы проверить, провалиться ли он снова в выгребную яму гулянок, пойла и бесчестия, из которой только-только смог выбраться. И как подначивает тот факт, что какая-то там Теа смогла вдохновлять Эвлерта: «Так эта милая дурочка запустила свою лапку в судьбу человека!».

    !».

  • И как грустно всё заканчивается, ведь не оправдывают себя надежды, возложенные на Эйлерта Левборга. Не происходит того прекрасного, чего так хотела Гедда и не увенчана его смерть «листвою винограда». Что ещё хуже: сама Гедда вдруг оказывается в чужой власти.
    Но вынести это она уже не может.

3
341