Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятерка

Роберт Маккаммон

  • Аватар пользователя
    Аноним30 мая 2016 г.

    Честно говоря, у меня книга оставила двойственные впечатления. Ожидания оказались не совсем похожи на действительность. В том, что касается реальных событий, происходящих с персонажами книги, все замечательно. То, что творится внутри рок-группы, чем она живет и дышит, что делает пятерых музыкантов, собравшихся вместе, неким подобием семьи, и почему это так неприятно, когда группа на грани распада - все это описано и показано на "пятерку", пардон за каламбур. Криминальная часть сюжета, опять-таки, если говорить о фактических событиях - никаких проблем, все чин по чину. Хорошие живые диалоги, атмосфера, саспенс...

    Но вот то, что можно назвать мистическими вкраплениями в сюжет, а также мысли, домыслы, размышления и предположения персонажей относительно этих элементов... На мой взгляд, получилось не очень. Слишком заумно, слишком непонятно, слишком притянуто за уши. Вопросов возникает больше, чем ответов. Для начала, мистики, сверхъестественного и потустороннего настолько мало, что присутствие всего этого в книге просто неоправданно. Исключите из сюжета загадочную девушку с водой, и некую... гм... сущность, подбившую бывшего морпеха расчехлить винтовку и начать отстреливать музыкантов, вернее, замените эти два элемента на что-то реальное и немистическое - и что изменится? Слетевшие с катушек убийцы в последнее время попадаются сплошь и рядом, вряд ли в каждом случае уместно говорить, что "за его неожиданными атаками стоит сам Дьявол" (аннотация с задней обложки). Что касается девушки, то какова вообще ее роль в сюжете и почему она обязательно должна быть с какой-то мистической подоплекой? Зачем? Допустим, это была обычная живая девушка, из плоти и костей, которая своим обликом и поступками вдохновила членов группы написать новую песню.

    Я все это к тому, что и необычность девушки, и потусторонность сил, влияющих на снайпера-убийцу и других плохих ребят - существует лишь потому, что кто-то из персонажей думает: "о, что-то необычное есть в этой девушке" или потому, что автор описывает глюки Петта, до которых нет дела никому, кроме самого Петта и психиатра-криминалиста. А в повествовании, в цепи событий, не происходит практически ничего такого, что могло бы заставить стороннего наблюдателя (читателя) подумать или сказать: "это необъяснимо, это мистика, фантастика, это чудо". Даже прямая отсылка в "Песне Свон" - деформация лица убийцы, и то происходит либо во сне, либо так, что этого никто не замечает. Если автор ставил себе цель - написать реалистичный триллер о рок-группе, преследуемой убийцей, то можно было обойтись совсем без мистики. Если цель была - написать реалистичный триллер с элементами мистики, то мистика какая-то невразумительная, неубедительная, непонятная.

    До самого конца книги я ожидал и надеялся на некую кульминацию, которая прояснит вышеописанные сомнения и расставит все точки над i. На, скажем так, открытое противостояние добра со злом, в мистическом и/или религиозном смысле этого слова. К сожалению этого не произошло. Даже девушка в конце книги больше не появилась и не сказала/сделала ничего интересного. Как чеховское ружье, которое так и не выстрелило.

    В самой напряженной по идее сцене, когда убийца и его жертвы оказываются буквально лицом к лицу, тоже не все гладко. Почему Петт вдруг решает, что убить нужно и важно именно Ариэль, ее одну? До этого ему было все равно, кого из членов группы и в каком порядке убивать. Почему Ариэль решает, что если она пойдет вместе с убийцей, то он не тронет остальных? Он минуту назад засыпал пулями их всех, без разбора, и повезло, что насмерть застрелил только Терри. Почему он вдруг понял, что больше не надо никого убивать? Иными словами, как Ариэль (или добро, которая она представляет) победила Петта (или зло, которое им управляет)?

    Каким вообще образом этот мотив с песней, которую должны сочинить члены группы сообща и которая, судя по всему, так важна для них, привязан к основному сюжету об убийце, что охотится за членами рок-группы? Автор, устами своих персонажей, говорит нам: некие злые силы хотят помешать написанию этой песни, поэтому они "наняли" снайпера, "наняли" парня с пистолетом, "наняли" скотч-насильника... Но герои не сдаются, они обязательно сочинят и исполнят эту песню, и никто их не остановит. Но, блин, помимо объяснений от автора, есть какая-то причина? В "Песне Свон" Дьявол, или его воплощение, хотел убить Свон, потому что она несла в себе чудодейственную силу, способна была оживлять мертвые деревья и вернуть землю к жизни - все было понятно, мотивы и стремления персонажей понятны и логичны. А тут-то что?

    Вот только не надо говорить, что я, мол, невнимательно читал, и в тексте романа есть ответы на все мои вопросы. Да, допускаю, что мог что-то упустить или неправильно понять. Но такого не происходило после прочтения предыдущих книг Маккаммона, а я их, слава богу, прочитал достаточно. Если вы поняли суть и смысл вышеупомянутых полумистических деталей - объясните. Только, пожалуйста, не надо основывать объяснение на том, что раз кто-то сказал: "в этой девушке было что-то необычное" или "она, наверное, не человек" - следовательно так оно и есть. Факты, Карл, факты!

    6
    249