Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним30 мая 2016 г.Я однозначно человек чувств. И эта книга, в очередной раз указала мне на этот факт. «Шантарам» я прожила и прочувствовала так, словно я была тем самым Лином – изгнанником, бойцом, преступником. Однако это не значит, что в нас много общего, - это значит, что я настолько примеряла его роль на себя, что просто вжилась в его историю жизни, остро ощущая и переживая все, через что прошел герой данной книги. Для меня это было неожиданностью, но я не сопротивлялась этому приключению, я просто позволила себе раствориться в нем. В романе я не искала совершенства, не критиковала за ошибки автора, не сравнивала его с другими, но и не строила иллюзий, так как изначально настроилась на то, что бы самой, без лишнего влияния мнений критиков и читателей, составить свое собственное представление об Грегори Робертсе и его работе.
На этих 800 – ста страницах, пожалуй, есть все, о чем обычно пишут литераторы: любовь, страсть, ненависть, убийства, путешествия, философия, поиск смысла, жизненные ценности, приоритеты, побеги, заговоры, нищета, богатство, вера, атеизм, мудрость и много еще другого, всего уж перечислишь. И всю эту феерию разнообразия жизни довелось пережить и переосмыслить бывшему наркоману, заключенному, грабителю и преступнику, каким себя считал Лин, но и в, то, же время, не останавливающемся на поисках своей лучшей стороны, усмиряя свой пыл и свою жизнь, с помощью служения другим людям. Останавливаясь на его характеристике, стоит также сказать и его качествах. Умение Линдсея находить общий язык с окружающими подкупает своей открытостью, готовностью принимать других, такими как они, есть, оставаясь при этом предельно честным и откровенным для них. Он умел ценить дружбу, он был предан ей и ничего не жалел для этого – времени, денег, участия, готовности жертвовать. Сбежав из тюрьмы и оказавшись в Бомбее, никого не зная и ничего не имея за душой, кроме своего ужасного прошлого, именно это качество помогло «пропащему» человеку снова обрести близких ему людей, стать частью их жизни, полюбить и быть принятым в их социальный круг. Он не утратил веру в людей, а они в свою очередь помогли ему не утратить верю в себя. И пусть этот круг, эта социальная среда (нищие из трущоб, мафиози и мошенники) не самое достойное общество, но это далеко не значит, что в таком обществе нет достойных, разумных, честных и справедливых людей. Да, звучит несколько не привычно: «о какой такой честности и порядочности можно говорить, особенно, если речь идет о маргинальном обществе?», но это так. Ведь там тоже люди, для которых такие понятия как честь, порою также что-то значат (здесь я имею ввиду только этот конкретный случай).
«Шантарам» - это еще и путешествие, в котором Лин выступает гидом по самым «злачным» и «опасным» уголкам Бомбея – одного из крупных городов Индии, города больших контрастов, где роскошь и богатство соседствуют с нищетой. Этот город подарил ему много возможностей, но и в, то, же время, требовал взамен не меньше того, чем вознаграждал. За все приходилось платить, а самой высокой ценой всегда выступала жизнь. Читая рассказ Лина о городе и его жизни, об его структуре, взаимоотношениях и правилах, невольно шарахаешься, но благодаря его верному спутнику Прабакеру, обладающему от природы чувством шарма и здоровым юмором, постепенно, шаг за шагом, тебе начинает нравиться это приключение, и город раскрывается во всем многообразии красок: одежда, еда, базары, трущобы, люди, танцы, обычаи. А это подкупает, и город уже не кажется таким злодейским… Хотя от чувства брезгливости отделаться было очень сложно.
Еще несколько слов хочется сказать о структуре романа и его смысловой нагрузки. Я честно, осталась под впечатлением. «Шантарам» - грандиозное произведение, с многочисленными героями и богатыми, красочными описаниями их жизни и взаимодействия. Порою кажется, что можно заблудится в этом окружении, но благодаря постепенному вводу каждого из героев, остается время на детальное знакомство с ними, чтоб услышать и понять их историю. Что касается философской составляющей – ее здесь много, достаточно много, чтобы делать паузы и немного поразмышлять о тех или иных понятиях, особенно это касается темы смысла жизни, любви, смерти:
«Истина в том, что нет хороших или плохих людей. Добро и зло не в людях, а в их поступках. Люди остаются просто людьми, а с добром или злом, их связывает то, что они делают – или отказываются делать. Истина в том, в одном мгновении настоящей любви, в сердце любого человека – и благороднейшего из всех, и самого пропащего – заключена, как в чашечке лотоса, вся жизнь, что все мы – каждый из нас, каждый атом, каждая галактика и каждая частица материи во Вселенной – движемся к Богу»
«Я же смотрел на окружающий насквозь промокший мир и думал о той реке, что течёт в каждом из нас, где бы мы ни жили. Это река наших сердец, наших сердечных желаний. Это чистая, глубочайшая истина, показывающая нам, кем мы являемся и чего можем достичь»И вот благодаря таким замечаниям, размышлениям «Шантарам» продолжаешь воспринимать не просто как сказку или вымысел, а как сознательную работу, для создания которой автор потратил не один год:
"У меня ушло 13 долгих неспокойных лет на то, чтобы написать "Шантарам". Два первых черновика объемом 600 страниц, плод шестилетнего труда, были уничтожены тюремщиками. Мои руки, не избавившиеся от последствий обморожения, так плохо переносили зимние холода в карцере, что многие страницы, которые уцелели и остались со мной, перепачканы моей кровью.Когда меня выпустили, на моем пути возникли такие труднопреодолимые препятствия, что я почти отчаялся написать книгу. Но я все-таки закончил этот роман, написанный кровью, слезами и ликованием, только потому, что мне помогали очень многие люди."
Грегори Робертс1281