Рецензия на книгу
Один день
Дэвид Николс
Аноним26 мая 2016 г.Картинка, созданная текстом
Странно, что такие книги чаще всего отмечаются на радаре только после анонса фильма. Нужно действительно внимательно следить за просторами прозы, а сейчас это совсем непросто, чтобы не упускать подобные вещи в момент выхода.
Приятно написанная, простая история попалась мне как раз в тот момент, когда потерялось чувство уверенности в том, что все рано или поздно, становится на свои места.
Как ни странно, даже мир внутри одной книги может вернуть к жизни порядок и спокойствие. В этом, как раз, кроется показатель отличия настоящей литературы от "проходной".
Самое интересное в "Одном дне", на мой взгляд то, как именно построен текст. Многие авторы стараются придерживаться отработанных приемов, не пытаясь найти что-то новое, или возродить что-то из забытого. Некоторые и вовсе не задумываются о структуре текста. Инверсия - самый распространенный прием, но только однажды я встречала, к примеру, внезапную смену рассказчика. А ведь теория литературы для писателя не менее важна, чем практика. Николсу в этом плане помог театральный бэкграунд.
Думаю, что это же придало тексту живость и визуальность: это уже не просто слова на бумаге, а картинка, созданная текстом.
Так внимание читателя сразу цепляется за мастерство.
Вероятно, театр же подарил этой книге и главный прием: Из жизни героев в каждом году берется только один и тот же день (конечно же, все вспомнили модерн, сколько же всего он нам дал!). За этот день герои успевают полностью раскрыться, показать свое место в жизни, мировоззрение, планы. Мир вокруг них движется вперед, они делают шаги по жизни, все это повторяется из года в год. Читатель плавает во времени книги, имея всего два якоря.
Повествование ни на секунду не замирает. Напротив, оно динамично и показывает нам целую жизнь, иногда она распадается надвое, иногда - сливается в одно. Вот так, без лишних слов, Николсу удалось сделать то, что могло занять несколько томов.
Герои книги живые и приятные, они понятны и близки читателю. Не только потому, что к ним легко привыкаешь, но и потому, что со своими недостатками или плюсами, они всегда кого-то напоминают. Себя, друга, знакомого. Они могли бы существовать.Отдельную строчку уделю спойлеру, который все же оказался для меня крайне важным.
Это, разумеется, концовка. После таких приемов я всегда с уважением и легким непониманием отношусь к авторам. Прекрасно понимаю, что для них это еще сложнее, чем для читателя. Но все же, это - довольно смелый жест.Эту книгу можно и хочется рекомендовать, ее стоит читать и, возможно, не один раз.
547