Рецензия на книгу
Август: Графство Осейдж
Трейси Леттс
Аноним24 мая 2016 г.Пьеса. Нашумевший продукт с интеллектуальными претензиями и нелепыми слоганами на обложке... )) Я думаю, это показательный пример того, в какой глубокой... в каком глубоком кризисе находится современная американская культура. Если за такую бодягу дают престижные премии... то само понятие престижной премии аннулируется, разве нет? )))
Вместе с тем, нельзя и сказать, что пьеса плохая. Зачем же - она очень грамотно и профессионально сделана, построена, разработана... Она не плохая и не хорошая, она вообще никакая. В ней нет ничего живого абсолютно. Все сюжетные ходы, всевозможные конструкции, характеры, диалоги - ну, что там еще обсуждают литературоведы - искусственно сколочены. Полагаю, что автор умело использовал технику писания бестселлеров, которая продвигается в Америке. Молодец. Но при чем тут живое творчество? Да не при чем. Нынешняя политика что в шоу-бизнесе, что в "серьезной" сфере культуры - не будем полагаться на ненадежные и непривычные приемы, используем только проверенное временем!
Сюжет: стандартный и банальный до невозможности. Маленький американский городок в американской глубинке. Большая семья, данная в нескольких поколениях, которая со временем разъехалась, родственники живут своей жизнью. Происходит какое-нибудь важное семейное событие - в основном, похороны одного из родителей - благодаря чему они все собираются в старом родительском доме, начинаются семейные терки и разборки, вскрываются бездны, извлекаются скелеты из шкафа... попутно зритель имеет возможность наблюдать парад персонажей, которые внешне благопристойны, а в действительности таят в себе и т.д. Обязательно возникнут случаи чего-нибудь противоправного - наркотики-алкоголизм, семейная жестокость, давние преступления, адюльтеры, незаконные дети... И все такое прочее. Заканчивается либо на позитивной ноте, когда родственники, в результате пережитых откровений и испытаний, испытывают катарсис и решают впредь быть ближе друг к другу, либо на пессимистичной ноте, когда все разругиваются вдрызг и расстаются навсегда. Это в зависимости от предпочтений автора и текущей литературной моды.
В сущности, наиболее близким по времени будет книжка Джонатана Троппера... Как там ее... "Дальше живите сами". (смотрю по отзывам, ее многие вспоминают). Чисто та же болванка. Но вообще, подобное я смотрела еще во времена перестройки, когда на рынок хлынула массовая американская кинопродукция - какой-то небольшой фильм абсолютно на тот же сюжет и тему, и даже произвел очень приятное впечатление. Ввиду новизны. Но у Троппера еще хоть какие-то трепыхания жизни наблюдались...
Что же касается пьесы Леттса, то она с самого начала отвратительно прозрачна. В смысле, выходят персонажи, что-то говорят, производят какие-то телодвижения... А ты смотришь (то есть, читаешь) и сходу понимаешь, зачем это все. Вот супруг выдает монолог о своем алкоголизме и наркомании жены - ага, тема разрушения супружеских уз. Вот появляется служанка-индеанка. Ага, тема расизма и нацменьшинств. Тут единственный примечательный момент - раньше для этого упоминались негры, сейчас, видимо, для более сильного эффекта негров уже недостаточно, пошли в ход индейцы... то есть, коренные американцы. Вот персонажи говорят каждый о своем и почти не слушают друг друга - ага, тема эгоизма и отчуждения. Вот появляется тинейджерка, у которой остальные персонажи (вообще-то, ближайшие родственники!) начинают активно обсуждать сиськи - ага, тема лолит и педофилии... Вот персонажи начинают курить марихуану, или вспоминать, как они это делали в бурной молодости - ага, тема наркотиков и заодно поколения 60-х... И т.д., до самого конца. Терпеть такое не могу.
Для интеллектуалов автор тоже постарался. Среди персонажей присутствуют литераторы и профессора. Упоминаются поэты Элиот, Дикинсон, еще там кто-то... Культурненько. Даже я, не будучи театралом и интеллектуалом, сходу наберу целую пачку аллюзий на Чехова... Начиная с трех сестер, которыми автор буквально тычет зрителю в глаза и мозги. У Чехова сестры рвались из удушающей провинции в Москву, здесь из той же удушающей провинции - плюс удушающей семейной атмосферы - рвутся куда угодно... Вот вам "Вишневый сад" - дом с заколоченными и закрашенными окнами. Только в обратной перемотке. У Чехова заколачиванием дома кончают, тут, наоборот, все в этом живут и только к финалу осмеливаются все открыть. Вот вам "многоуважаемый шкаф" - у Чехова к нему обращаются с ироничными монологами, как к свидетелю и хранителю семейной жизни, здесь ГГ активно пытается сбыть его с рук... Может, еще есть какие-нибудь отсылки на что-нибудь еще - западных драматургов, которых я не знаю... Автор делает зрителю приятное, подкидывая несложные культурологические загадки - очень мило.
В сущности, если мыслить цинически и конспирологически, так можно предположить, что единственной целью написания этого опуса является создание материала, в котором могли бы заметно поиграть актеры - и особенно актрисы! - в возрасте. Здесь же абсолютно все персонажи либо 60-70 лет, либо 40-50. За исключением тинейджерки и молодой индеанки, которая прислуга. И роли все объемные, со многими фокусами и закорюками. Есть, где развернуться. Да, совсем недавно у них там прошел очередной скандал на эту тему. Это бы еще было хорошо и благородно со стороны автора, и можно только приветствовать. Да, но как этим материалом распорядились? Ладно, пусть там в ГГ Мерил Стрип... Хорошая, серьезная актриса... хотя и пребывающая в суперзвездном статусе, так что ей-то уж жаловаться на что... Но - Джулия Робертс??? ((( Ради бога, неужели у этой барракуды еще недостаточно ролей и славы? И куда ей вообще с ее внешностью в стиле гламурное кисо - в семейную атмосферу и глубинку?? она же там выглядит так же уместно, как корова на чемпионате по фигурному катанию... в то время как сотни актрис прозябают без ролей и без работы... ((( Ну и, конечно, сразу номинации на оскар, кто бы сомневался. Фэ. Какой гадюшник в этом шоу-бизнесе. (((1645