Рецензия на книгу
Девки
Николай Кочин
BoniferReservable14 мая 2016 г.Подруга моя у меня идея : если мой к тебе придёт ... злодея.
В предисловии к книги сказано, что читая книгу вы получаете эстетическое наслаждение. Отчасти это так. Безусловно язык и слог Кочина хорош. Тут вопросов нет. Ещё бы самую малость позитива и совсем было бы прекрасно. А так получилось с размахом, по-русски, но и результат соответствующий.
Вообще, откровенно говоря, трудно понять испытывал ли писатель если не любовь, то симпатию к своим персонажам, показывая их такими, какими мы имеем возможность прочесть. Во главе угла судьба не только Парасковьи Козловой, деревенской девушки, но и всей русской деревни конца двадцатых годов, века двадцатого. Было бы несправедливо считать, что роман сугубо о несчастной женской доле. Это не совсем так. Или вернее вовсе не так. Там конечно классовая борьба и мне думается, что то время, в котором писал Николай Кочин безусловно наложило отпечаток на его произведение. А вот если абстрагироваться от авторской задумки и закрыть глаза на некоторые моменты, то на выходе, уже так сказать отпущая все эмоции, получилось временами недурственно. Жаль, что временами. Да, можно выписать ряд запоминающихся фраз, которые ваш покорный слуг сделал, но изменится ли в целом восприятие от прочтения, вот в чём вопрос. Поскольку хошь не хошь, а мрак, именно мрак, а не даже сумрак, окутывает и овевает весь роман.
В начале вообще жесть. Мишка Бобонин практически в открытую говорит, что хочет Паруньку. Заметьте, он не жулит, не прикидывается, не делает это коварно. Парунька же говорит, что любит его и поэтому согласная отдаться. И в тоже время, она опасается чё скажут люди, ежели он её обманет, переспит, а замуж не возьмёт. Ага ! Стоп ! Уже в мыслях расчёт. Значит девка лукавит, как пить дать лукавит, потому когда любишь мозг просто выключается. Естественно такое положение дел в дебюте романа отталкивает. Дальше разумеется больше. Её подружия Марья. Два сапога пара. Любит активиста Фёдора, а родители отдают её за Ваньку-слюнтяя, сына местного кулака Канаша. У ей видите ли не хватает силов и воли перечить родителям. Ладушки. В это принципе можно поверить. Но потом эта самая Марья, обтерев по бырому слёзки по убиенному Фёдору отперла дверь в сердце и не только в сердце ещё одному местному активисту. "Ну, знаете ли, эт-тто, переходит уже все границы", как говорил герой Андрея Мягкова. А где же верность до гробовой доски ?
В общем, если таким образом Кочин хотел показать женскую суть, то получилось у него надо полагать несколько однобоко. Не почувствуешь, захочешь и не почувствуешь, что кто-то кого-то в романе способен любить всерьёз и по-настоящему. Даже отрицательный персонаж Канашев, кулак и хват, каких свет не видывал, получился более реальным и правдоподобным, вызывающим уважение, потому как основательный малый, крепко стоящий на ногах в свои, что-то около шестидесяти. Вызывает ли уважение человек с именем Анныч ? Вроде бы мужик борется за идею, только вот всё у него, как-то не по-людски. Нет, делает он конечно всё правильно, все его поступки с точки зрения борьбы за правое дело безупречны, но вот то, что есть у того же Канашева, крепость духа, не сгибаемая воля, у Анныча где-то на задворках. А по идее должно быть наоборот. Или не должно ?
Максим Горький лестно отзывался о творчестве своего ученика Николая Кочина. Думаю не без оснований. И тем не менее не покидает ощущения скрыться за красивыми словами, шутками и прибаутками, остротами, коих в романе предостаточно. На этом конечно можно выехать, только вот надолго ли. Ладно, про негативные моменты сказал, а теперь непосредственно о тех самых фразах, которые можно раскрутить на полную катушку и которые способны вызвать улыбку, смех и желания кое-чего запомнить.
-Вели дать маленький опрокидонт !
-Стрекулистка и юбка. Стрекулист - пронырливый человек, ловкач.
-Старики нам завещали : верёвка крепче с навивом, а человек с помощью.
-Понял ?
-Понял, чем поп попадью донял.К какому столу не направится официант, уже щёголя по шее гонит.
Так-с. Немного развеялись ? Хорошо. А теперь фраза поинтереснее, тем более, что она идёт лица от мало симпатичной женщины, уже не девки, уже не дамы бальзаковского возраста, а одной деревенской старухи, которая ничтоже сумняшеся донимала всех членов деревни до веры и религии. Правда она получала за это свой процент, но это так к слову.-Громы небесные и зубы крокодилов да падут на головы наших врагов.
Да, с такой аффирмацией пожалуй не страшно идти по жизни. )))
А может быть всё сие чушь, что я сейчас корябаю ? Может и вправду было такое, что сейчас кажется смешным, а раньше честным девушкам было не до смеха ? На этот счёт весьма показательна одна сцена, в которой одна из девок по имени Дуся даёт отповедь парням, которые пришли полакомиться на дармовщинку, да ещё имею наглость надсмехаться :
-Вы над нами не надсмехайтесь, - продолжала Дуся держа в руке ухват.
-Мы вам не шишки еловые, чтобы нами бросаться.
Может быть действительно мужики зачастую ведут себя не комильфо по отношению к слабому полу ? Хотя кто тут ещё слабый, в нынешний век большой вопрос. Может быть то, что мы имеет сегодня, как раз есть продукт того, что случилось тогда, когда происходил великий перелом. А может всё дело в неизбежности происходящего. Вариантов много. Даже если покопаться, то можно и вековых традиций коснуться в конце концов. И прольются слёзы. Возможно сквозь смех. Возможно скупые. Слёзы за то, что не может один человек жить в дружбе с другим человеком, если это мужчина и женщина :Тут началась стряпня по-бабьи. Которых успели огреть ухватом, огрели, а которые исхитрились убежать, тех словами доконали, едучими, колючими, бабьими словами, упитанными извечной печалью и стародавней мукой.
Как бы то ни было, но не хочется заканчивать отзыв на минорной ноте. И дабы снова немного заострить внимание на то, что в жизни всегда есть место весёлым искоркам в глазах, можно позаимствовать следующую выдержку из романа :
"Осиновым колом всегда били молодух, заподозренных в сношениях с дьяволом".
P.S. Не вздумайте искать кол. )))
41K