Рецензия на книгу
Пушкинский дом
Андрей Битов
Аноним10 мая 2016 г.Всем тем, кто будет с рецензией не согласен полностью или частично, скажу сразу: с постмодернизмом у меня пока не получается подружиться. Не то книги пока какие-то не такие подворачиваются, не то вообще не мой жанр. Тем не менее, попыток пока не оставляю.
"Пушкинский дом" после прочтения оставил такое впечатление... Надеюсь, меня сейчас никто не убьет за такое сравнение, но вот знаете, к последним курсам универа или школы у всех у нас появляется тетрадка "одна на все предметы". А у кого не появляется, тот в любом случае видал такую у одноклассников. Так вот, "Пушкинский дом" напоминает такую же тетрадку, только не школьника, а сурьезного и думающего дядечки. И составные части или разделы, как их называет сам автор, сами по себе довольно интересны и познавательны. Вот только жуткое желание сделать "мухи отдельно, котлеты отдельно" никуда не исчезает.
Основная часть - это, собственно, история Левы Одоевцева. Хотя основная - это довольно условное понятие. Не помечала нарочно, но по-моему, всяких отступлений в книге если не на половину всего объема, так на треть точно наберется.
Лева - это прямо кладезь для любителей анализировать (вероятно, одна из причин, по которым роман называется филологическим, хоть и не главная). И на протяжении всего романа он меня так пассивненько раздражал. Вот когда книга не отличается сильным и захватывающим сюжетом, в ней должен быть яркий, самобытный и запоминающийся герой, который на себе вытянет все произведение. У Битова четко выраженного и законченного сюжета не наблюдается, но и Лева не такой герой, который способен увлечь, ради которого читатель готов осилить любой томище. Лева - он вот вроде и ничего такого подчеркнуто плохого не делает, и вроде (если хорошо подумать!) в чем-то ему можно посочувствовать... Но в итоге мы все равно имеем такого амебного, расплывчатого, неопределенного персонажа, что уже одна его эта неопределенность и расплывчатость бесит сильнее, чем гадости иных героев в других книгах!Лева в чем-то стандартен - взять хотя бы сцену, когда он приходит к деду, в голове имея уже идеальную картину, как должно быть. Причем картина эта основывается не на том, чего ему, Леве, хочется, а скорее на социальных нормах, которые к такой ситуации применимы. Ну, дед рассорился с отцом Левы, но с самим-то Левой он подружится, и они перебросят мостик между поколениями, и будут совместно работать, и бла-бла, мир, дружба, жвачка. Ему деда-то даже не хватало не потому, что ему хотелось пообщаться со старшим поколением, или ему хотелось узнать историю своей семьи, или он переживал по поводу утерянного родственника - у него просто в мозгу какая-то установка, "у всех есть, у меня нет, что-то тут не так, недостача detected".
У Левы какие-то невнятные отношения с женщинами (хотя, может быть, это прозвучит наивно, но все же!) Его страсть - Фаина, Фаина, Фаина, упоминания которой вскакивают в тех местах, где по идее мысли Левы совершенно о другом были, но это же Фаина, Фаина всюду!
Фаина - жизнь, Фаина - красота, Фаина - страсть, Фаина - судьба, восклицает наш Лева. И тем не менее у него появляется и Альбина, которая вроде вся такая красивая-интеллигентная-идеальная, но Леве-то совсем не нужная, и Любаша, которой на общем фоне уделяется еще меньше места, но к ней же так удобно невзначай заявиться, когда тебе этого захочется.У Левы еще более странные отношения с Митишатьевым, который типа друг, но почему-то практически каждое появление этого Митишатьева для Левы ничем хорошим не заканчивается. Минимум напьются. А максимум - да вплоть до драки-дуэли. Странный тип, который пожалуй из всех персонажей оказался для меня самым далеким и непонятным.
И мотают нас, читателей, по жизни такого невнятно-расплывчатого Левы и так, и сяк, и эдак. Сначала вроде повествование идет худо-бедно линейно (ну и что, что запросто прерывается философскими рассуждениями на несколько страниц, окей, мы покорно послушаем мнение деда Левы о прогрессе, пусть оно однобокое, но ему бы в политику идти или в менеджеры по продажам - разбогател бы, шельмец!), а потом врывается тот самый (КУРСИВ МОЙ - А.Б.) и нам внезапно подсовывают вторую версию Левы с подробными разъяснениями, "а если", "но вот тут" и пр., пр., пр. И этот злополучный курсив нам о чем только не расскажет. Это прямо книга в книге о том, как писалась книга про Леву.
А еще ж есть приложения, как я про них-то могла забыть! Тут еще все веселее! Тут вам и сравнительный анализ стихотворений Пушкина, Лермонтова и Тютчева, якобы написанный Левой; тут вам и новеллы другого героя - дядюшки Диккенса; тут и об отношениях автора с героем...
Словом, я что сказать-то хочу. Постмодернизм - это, наверное, круто. Но при чтении подобной литературы даже у такого иррационала, как я, просыпается отчаянная тяга к структурированию и тематическому разделению. Ну серьезно, автор, я ценю все то, что ты пытался до нас тут донести. Но зачем все это в кучу-то валить? Зачем?
Вот представьте, пришли вы в магазин одежды, а тут вам на одной вешалке и вечернее платье, и косуха с шипами, и детский комбинезончик, и даже кружевная пижамка. И все вешалки такие! Я пришла за платьем, я иду к вешалке с платьями, я просматриваю платья, все! Я пришла за историей Левы, я читаю историю Левы, все! Захочу еще историю создания - найду и почитаю. Захочу узнать, что автор думает о творчестве Пушкина или Лермонтова - найду и почитаю. А постмодернистская каша из всего этого разом как-то восторга не вызывает.
17606