Рецензия на книгу
Овод
Этель Лилиан Войнич
marudenkov9 мая 2016 г.Скептицизм, сменившийся на горечь в горле.
Никогда бы не подумал, что книга, данная мне репетиторшей для аргумента к сочинению на тему веры, может мне так сильно понравиться. Я очень не люблю, когда в книгах пишется чрезмерно много о вере в Бога, о библейских мотивах, а тем более когда это навязывают. Я не атеист, не подумайте, я скорее отношусь к агностикам или пантеистам. "Бог есть? Ну и пусть он есть." Я не люблю революционные книги, призывающие на "верный" путь. Но я люблю "Овода".Молодой человек Артур когда-то исчезает из родной Италии, выдав себя мертвым, и возвращается в нее через 13 лет. Его история поразила меня до самой души, вызвав непрекращающуюся боль в горле. За эти 13 долгих лет изнеженный Артур стал Риваресом - человеком, побывавшем на краю жизни и заглянувшим в пучину смерти. Его избивали до полусмерти, оставив инвалидом, он был рабом у чернокожих рабов, работал рудокопом, уродом в цирке, о котором он вспоминает с ужасом.
Неужели вам никогда не приходило в голову, что у этого жалкого клоуна есть душа, живая, борющаяся человеческая душа, запрятанная в это скрюченное тело, душа, которая служит ему, как рабыня? Вы, такая отзывчивая, жалеете тело в дурацкой одежде с колокольчиками, а подумали ли вы когда-нибудь о несчастной душе, у которой нет даже этих пестрых тряпок, чтобы прикрыть свою страшную наготу? Подумайте, как она дрожит от холода, как на глазах у всех ее душит стыд, как терзает ее, точно бич, этот смех, как жжет он ее, точно раскаленное железо! Подумайте, как оно беспомощно озирается вокруг на горы, которые не хотят обрушиться на нее, на камни, которые не хотят ее прикрыть; она завидует даже крысам, потому что те могут заползти в нору и спрятаться там. И вспомните еще, что ведь душа немая, у нее нет голоса, она не может кричать. Она должна терпеть, терпеть и терпеть…Герой удивляет меня тем, что будучи крайним максималистом, отрицающим жалость и прощение, он продолжает нравиться. Его взаимоотношения с отцом Монтанелли, который скрывал все годы правду о том, что они родственники, также не оставят равнодушным. Артур вернулся из Южной Америки только ради мести, но в последний момент дает Монтанелли выбор: он или Бог. Нельзя не понять героев. Артур рос без настоящего отца столько лет, потому что Монтанелли в силу своей веры и должности должен был хранить обет безбрачия и бездетности. Не мудрено, что Артур винит в всем Бога и веру в него в целом. Но и Монтанелли можно понять: подвергнуть сомнению, предать дело всей своей жизни, стереть свои нравственные устои, на которых держалось все его существование, оказалось невозможным. Последний приговор к смерти отец Монтанелли выносит своему сыну, а после и сам умирает от разрыва сердца. Если бы не максимализм Артура, если бы не глупость Ментанелли, то все бы могло закончиться иначе для них обоих.
Эта книга совсем не о революции, возможно немного о вере, о любви, но главное - это книга о человеке, о его решениях, повлиявших на течение жизни. И если не придираться к сюжету, к его схожести с творениями Болливуда, то я искренне надеюсь, что "Овод" придется вам по вкусу.
554