Рецензия на книгу
99 франков
Фредерик Бегбедер
Аноним8 мая 2016 г.Можно ли представить современный мир без рекламы? Ролики по ТВ, прерывающие просмотр фильма или передачи, слоганы на радио, баннеры и постеры на улицах. Она захватила и интернет, без нее невозможно представить себе ни один киносайт ("вы можете пропустить рекламу через 10 сек), контекстная реклама преследует нас в соцсетях, поисковиках и информационных сайтах. Сейчас реклама - это огромная часть нашей жизни, пласт мусора, засоряющий подсознание и заставляющий нас деградировать. Почему? Ответ на этот вопрос и дает в своей книге скандальный журналист Бегбедер.
Это совещание было поважнее Мюнхенского сговора (в Мюнхене в 1938 г. руководители Франции и Англии, Даладье и Чемберлен, сдали Чехословакию нацистам просто так, за здорово живешь, подмахнув договор на краешке стола). Сотни оперативок, подобных той, что шла сейчас в «Манон», ежедневно сдают целый мир. Тысячи Мюнхенов каждый день! То, что здесь творится, поистине страшно: это убийство идей, это запрет на перемены. Вы сидите лицом к лицу с типами, которые презирают народные массы, стремятся загнать их в рамки акта приобретения – бессмысленного, но заранее жестко обусловленного. Они зациклены на мысли, что имеют дело с умственно отсталой «домохозяйкой моложе пятидесяти». Вы пытаетесь предложить им нечто забавное, говорящее хоть о каком-то уважении к людям и способное чуточку поднять их над самими собой, потому что надо же проявить хоть минимальную вежливость, когда врезаешься со своей рекламой в их телесериал. Надо – но это запрещено. И вечно одна и та же история, каждый день, каждый час… И вечно тысячи моих собратьев в своих тергалевых костюмчиках капитулируют, трусливо поджав хвост. И малодушно утешаются кто чем может. Шаг за шагом эти сотни тысяч дебильных совещаний подготавливают триумф хладнокровно рассчитанной, циничной глупости над простодушным и наивным стремлением человечества к прогрессу. В идеале, при демократии следовало бы использовать потрясающую власть массмедиа для того, чтобы будить умственные способности, вместо того, чтобы давить их. Но такого никогда не будет, ибо люди, обладающие этой властью, предпочитают не рисковать. Рекламодатели хотят, чтобы все было заранее разжевано и протестировано, чтобы вы, боже упаси, не вздумали сами ворочать мозгами; им нужно превратить вас в баранов; я не шучу, вот увидите, в один прекрасный день они отштампуют у вас на руке магнитный код. Уж им-то известно, что ваша единственная сила – в кредитной карточке. Они не хотят давать вам свободу выбора. Они хотят свести все ваши немотивированные действия к одному в высшей степени мотивированному – к акту покупки.Звучит это настолько же жутко, насколько и реалистично. Давайте оглянемся вокруг, в своей квартире, откроем гардероб и холодильник, и посмотрим, насколько ненавязчивые перерывчики на ТВ и объявления о скидках работают. Какой процент вашего бюджета уходит на бездумное укладывание товара в корзину и пронесение через кассу? Есть ли то, на что вы смотрите и не понимаете, зачем это было куплено? Как часто в супермаркетах вы выбираете продукт по бренду, а не по составу? Сколько раз в день вы напеваете навязчивый слоган из рекламы?
Абсолютно отвратительно не то, как воспринимают народ монополисты и магнаты. Если они привыкли считать тупыми овцами всех, кроме себя, - это их дело. Гадко то, что мы позволяем им превращать нас в стадо, мы ведемся на тупые увертки и хаваем то, что они засовывают нам в мозг. Реклама легко провоцирует в нас голод, жажду, жалость, любовь, смех, грусть, желание. Спрос рождает предложение, но и предложение формирует спрос. А массмедиа будут формировать этот спрос и утолять наши желания в абсолютно ненужных товарах и услугах вечно.
Бегбедер рассказывает читателю о том, что происходит в мире рекламы, проводит за руку внутрь и показывает процесс создания того, на что, в конечном счете, мы поведемся. Но он только констатирует факт, выносит сор из избы и пытается достучаться до "стада". Решения этой проблемы он не придумал; да и никто не в силах изменить такой порядок вещей, пока мы остаемся прежними.
По моему личному мнению, рекламу нужно запретить по Конвенции ООН 1984 года. Это безжалостное вымывание мыслей из головы, прерывание на полуслове, засорение подсознания. Вообще наш разум - это огромная копилка, которая собирает любую информацию вокруг нас всеми органами чувств, и нужно стараться фильтровать то, что мы видим и слышим. С рекламой я научилась бороться: по время перерывов на ТВ наливаю чай или устраиваю перекур, на рекламных баннерах высматриваю орфографические или стилистические ошибки, в браузеры ставлю блокировщики рекламы и на бренды стараюсь не вестись, когда есть хорошая альтернатива. И своим друзьям стараюсь это донести: нельзя позволять засорять наш мозг. Нельзя давать манипулировать своими желаниями. Но, как-никак, свобода и личность каждого только в его руках.
28443