Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Mrs. Dalloway

Virginia Woolf

  • Аватар пользователя
    Аноним8 мая 2016 г.

    Мозги взорваны строчками, а в сердце пушки гремят ! Александр Розенбаум !

    "Что такое мозги в сравнении с сердцем ? ". Это фраза из романа Вирджинии Вульф "Миссис Дэллоуэй".

    Когда чтение книги перевалило за экватор, вспомнилась строчка из песни барда Александра Розенбаума , которую я вынес в названии отзыва. Каково же было моё удивление, когда на последней странице романа не промелькнула, не убежала аки робкая стыдливая школьница, а именно засверкала во всём блеске и вульфовском великолепии мысль о мозгах и сердце !

    Нет, положительно, мне роман понравился. И всем скептикам, настроенным или предубеждённым против этой книги, посвящается этот отзыв. Да. Так тому и быть !

    "Люди заботятся лишь о наслаждении минутой, а на большее нет у них ни души, ни веры, ни доброты". Цитата из романа. Найдётся ли кто-нибудь, кто опровергнет эту мысль ? Думаю вряд ли.

    Я не знаю была ли лично знакома Вирджиния Вульф со Стефаном Цвейгом, но судьбы этих двух людей, если не похожи, как сиамские близнецы, то достаточно ярко отражают друг друга. Как говорил герой Юрия Каморного из советского фильма "Сергеев ищет Сергеева" : "Факты, фактики". Да, факты вещь упрямая. Стефан Цвейг на год раньше родился, чем Вирджиния Вульф, он в 1881, а она в 1882 году соответственно. Оба покончили с собой в начале второй мировой войны. Опять же он в 1942-м, а она в 1941-м. Роднит эти двух выдающихся писателей ювелирнейший словесный язык, настолько богатый, что растворяешься в нём без остатка. Кстати, на на последних страницах романа "Миссис Дэллоуэй", вспыхивает, как зарница имя Эдит, персонаж чей образ мы не видим и не узнаем, кто же это такая. Однако же где-то это литературное имя мы уже слышали. Не правда ли ?

    Ну, а теперь, собственно, за что, как, и почему, следует читать эту книгу.

    Во-первых, погружение в Лондон. Кому-то в жизни возможно судьба не предоставит шанс воочию увидеть этот город. Это не беда. Достаточно открыть "Миссис Дэллоуэй", открыть своё воображение, и вы на машине времени, на какое-то короткое мгновение пренепременно посетите этот город.

    Во-вторых, что есть настоящая леди ? А начинается она с туфелек и перчаток, по мнению главной героини романа. С этим конечно можно поспорить. Да вот только кто возьмётся ?

    В-третьих, и самое наверно главное, Вирджиния Вульф не влюблена в свою героиню, не носится с ней, как с писаной торбой, не смотря на название романа, что делает ей честь. Как на картине, если мне не изменяет память, голландского художника Вермеера, "Девушка с жемчужной серёжкой", Вирджиния Вульф нарисовала портрет женщины высшего английского общества начала двадцатых годов прошлого столетия. Разве это не может не вызывать уважения, тем паче, что образ правдивый ? Она такая, какая есть.. Были греховные мысли в молодости по поводу безбашенной Салли Сетон, так то лишь мимолётное видение, а на самом деле штрихи к портрету самой миссис Дэллоуэй, которая, как мы видим, не безгрешна, что не мешает ей в какой-то степени угадывать людей и обладать здоровым женским прагматизмом, выходя замуж за Ричарда, но не за Питера. Питер ей конечно нравился, было дело под Полтавой, но разве язык повернётся судить её строго, что выбор сделала в пользу Ричарда, который к слову сказать, не такой уж плохой малый.

    В-четвёртых, ветеран войны Септимус. Бедняга сошёл с ума. Разумеется, как один из факторов последствия войны. В этом образе, который порой посещают видения, можно увидеть и всеми подкожными нервами ощутить, саму Вирджинию Вульф, с которой это случалось и случилось в реальной жизни. Да, лишний раз подумаешь, идти ли к докторам, а то попадётся такой вот доктор Доум ил сэр Уильям Брэдшоу, которые здорового-то человека в могилу препроводят.

    В-пятых, как там бишь нет сюжета, а лишь поток сознания, когда второстепенные персонажи, такие как Дорис Килман и Элли Хендерсон наглядно демонстрируют разницу между высшим обществом и бедняками. Первая вообще так зажигает, что миссис Дэллоуэй чуть ли не по щелям шухерится, дабы лишний раз не встречаться с этой несносной Дорис, которая ещё и дочку настраивает против маменьки.

    В-шестых, которые являются косвенным следствием в-пятых. Жеребёнок Элизабет. Дочь главной героини. Её куда денем ? Молодая красивая девушка не спит и видит тусовки и вечеринки, а МО - ЛИТ -СЯ !!! В её-то годы. Конечно влияние родителей сказывается, но тот факт, что она не грезит о мальчишках, о шляпках и прочей шелухе, а отдаёт должное уму и начитанности всё той же Дорис Килман, уже говорит о многом ! Лондон ! Что Лондон ? Девушка просто создана для деревенской тиши, в которой она деревенщиной не станет, а будет первым парнем не селе. Ведь кто-то же должен развивать в культурном смысле провинцию. А попросту нести свет людям.

    "Злого зноя не страшись
    И зимы свирепой бурь". Шекспир.

    Нет-нет, да и мелькает эта мысль на страницах романа, что говорит об авторе не только, как о знатоке Вильяма нашего Шекспира, но и о человеке, который призывает собрать волю в кулак, когда наступают тяжёлые минуты. Весьма занятен тот факт, что Вирджиния Вульф говорит об авторе "Ромео и Джульетты". Дескать этот самый малый ненавидел человечество. Да ни больше ни меньше, а ненавидел человечество. "Как ненавидел Шекспир человечество, которое наряжается, плодит детей, оскверняет уста и чрево". "Нельзя обретать детей на жизнь в этом мире. Нельзя вековечить страдания и плодить похотливых животных, у которых нет прочных чувств, одни лишь порывы, причуды, швыряющие их по волнам".

    Что у нас там по списку ? В-седьмых ? Пусть будет в-седьмых. Эта книга о КРА-СО-ТЕ ! ! ! О том, чтобы любое мгновение, в любую секунду, в каждом жесте природы и человека слитого с ней, видеть КРА-СО-ТУ ! ! ! Миссис Дэллоуэй настоятельно рекомендует быть наблюдательным во всём, что касается жизни.

    "Лишь негнущийся остов привычки держит человеческий корпус". И эта мысль имеет право на существование.

    В-восьмых. Однажды художник Илья Глазунов обронил фразу об искусстве : "Искусство должно выражаться руками ремесленника, а не руками истерика". Вот в этой связи конечно можно допустить мысль, что Вирджния Вульф истерит. Но то, как она истерит, сравнимо с лучшими истериями Анатолия Мариенгофа и Владимира Набокова. И почему-то от такой истерии многие люди на разных континентах в восторге. Не правда ли ?

    8
    62