Рецензия на книгу
Монах
Метью Грегори Льюис
Аноним6 мая 2016 г.Готический роман, классика жанра, в принципе, оправдал все ожидания: мрачная атмосфера, мистика - всего было предостаточно + очень насыщенное событиями и героями действие заскучать не давало. Язык произведения соответствует времени: наполнен и высокопарными выражениями и архаизмами, но это ничуть не тяготит и воспринимается легко (наверное, нужно здесь и переводчиков тоже поблагодарить)).
В начале романа складывается ощущение, что сюжет разделён на две основные линии, которые иногда легонько соприкасаются. Первая - о настоятеле монастыря, аббате Амбросио, образце целомудрия и послушания, на которого весь город не нарадуется и практически, как святыню, почитает, но понимаешь с первых строк, что не гладко и чисто всё дальше пойдёт в судьбе монаха. Вторая линия - приключенческая, о двух молодых да бравых аристократах, Лоренцо Медина и маркизе де лас Систернасе. Но как всё потом завертелось-закружилось, и переплелось! - даже, если убрать из романа мистику, всё равно, сюжетец занимательный получился бы. Особенно я прониклась истоией Агнессы, которая должна покориться воле родителей и постричься в монахини, дабы не нарушить обет, данный матерью при её рождении. Ослушаться родителей - нет, кроткая девушка не может, разумом она в монастыре, а сердце уже живёт любовью и рвётся на волю.
Как мы узнаём из описания, в конце 18-начале 19 века книга считалась скандальной и наводила ужас на читателей. Да, история грехопадения описана не с самой лицеприятной стороны для церкви, но насколько я правильно помню, в западной литературе монастыри всегда не больно-то жаловались, и в основном, жизнь монаха представлялась, как жизнь загубленная заточением и ничего кроме мук не знающая. Льюис в этом смысле Америку не открыл, но усугубил дело двумя "героями-чудовищами", взращёнными за монастырскими стенами и творящими зло под видом добродетели. Однако же существование Бога, равно как и дьявола (а он так самолично почтил страницы романа своим присутствием) автором не отрицается.
Главного героя, Амбросио, можно сколько угодно осуждать, натворил он всего немало, но на фоне другого персонажа (не хочу спойлерить и портить впечатление тем, кто будет читать, называть его не буду) выглядит жалким безвольным существом, сотворив зло, тут же кается и терзается, но свернуть с пагубного пути не может, легко даёт собой манипулировать, а вот тот самый "персонаж Икс" творит дела осознанно, что называется с холодным расчётом и полным самооправданием, вот от этих поступков мурашки набегали,
Что же до демонов, привидений и всей творившейся чертовщины - они, как раз таки не напугали, но особого шармУ книге добавили. Несколько раз описывается в тексте, как очерчивали себя персонажи кругом, перед тем, как с нечистью беседы вести и, естественно, не могли эти сцены не напомнить о бесценном нашем Николае Васильевиче Гоголе, и гордость берёт - Гоголь был куда убедительнее, и я не только "Вия" имею в виду, а в общем, его мистические рассказы и повести (но тут мне сложно быть объективной)).Вцелом же, "Монах" очень достойный представитель своего жанра, любители готических, приключенческих и классических английских романов, думаю, не разочаруются.
7102