Рецензия на книгу
Машина различий
Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг
december_boy4 мая 2016 г."Я дарю стиль
тем, кому до него нет дела"
Стерлинг и Гибсон - два главных и наиболее значимых автора киберпанка. И если Стерлинг менее известен и популярен в нашей стране, то Гибсон уважаем и почитаем, при одном упоминании его имени тут же всплывают такие слова как "матрица", "Сеть", а небо автоматически становится "цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал".C грузом такого наследия чтение "Машины различий" доставляет отдельное удовольствие - представьте сами, в конце 80-х жанр еще не был концептуально сформирован, да сам термин только-только появился. И два автора, уже известных, но еще не прослывших корифеями, решают попробовать свои силы в "новом" антураже паровой Викторианской Англии. Удивительно как все перемешалось, сейчас "ламповость" стимпанка в некоторой мере противопоставляется "холодному хрому" киберпанка, но тогда у этих двух направлений было очень много общего.
Начну сразу с лучшего, и это альтернативная история. Действительно стилизация шикарная - во главе Англии меритократы-ученые, вчерашние лорды развенчаны и отодвинуты от управления страной, Америка все еще продолжает внутри себя борьбу за влияние между отдельными республиками, а на Манхэттене правит комунна рабочего класса.
Казалось бы прекрасный мир, где во главе угла стоит Наука, а имена правящей элиты - Байрон, Бэббидж, Гальтон, Дарвин известны нам еще со школьной скамьи, должен сильно отличаться от "исторически верного" мира войн, колонизации и политических интриг. Но не тут-то было. Коррупция и разврат все так же царят в обществе, все люди обладают личными индексами в лучших традициях антиутопий, информация о каждом из них содержится в правительственной картотеке и в угоду нужд властей может легко измениться. Переизбыток производства и паровых механизмов вызывают ужасающий смрад и загазовывают Лондон, а несмотря на технический прогресс, уровень жизни людей никак не улучшается.Гибсон и Стерлинг оседлали уже знакомого им коня киберпанка со всеми присущими ему атрибутами: прогресс, неравенство, социальные и политические проблемы. Обернуть же его в новый фантик помогли первые вычислительные машины Бэббиджа и Лавлейс, собственно "машина различий" и является одной из них.
И вот тут проявляется самое слабо место в книге - сюжет. До самого конца я ждал мощного выстрела, какого-то сильно объяснения, объединяющего все эпизоды вместе, но был разочарован. Мы видим густую мешанину мало связанных процессов: борьба за власть, восстание новых луддитов, спонсирование научных экспедиций в Америку с целью снабжения местных оружием, развитие средств передвижения, обнажение пороков власти, триумф в Крымской войне наконец. Но вот зачем все это? "Машина различий" - это своеобразные "Намедни" Викторианской эпохи, где несколько сюжетов рассказаны разными героями, но только абсолютно невозможно понять ни причины, ни следствия, мы можем просто наблюдать происходящее здесь и сейчас.
Как итог, для меня - это твердая четверка как среднее арифметическое высокой и низкой оценок. Эту книгу абсолютно точно нельзя читать первой в жанре, наоборот - лучше гораздо позднее, чтобы оценить как влияние на жанр в целом, так и чудесную трансформацию "кибера" в пар. Но после знакомства с Пеховым, Мьевилем, Ходдером, Вестерфельдом, Далквистом и прочими "Машина" может доставить немалое удовольствие.
9192