Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в двадцати томах. Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    Аноним29 апреля 2016 г.

    Этой рецензией открывается мой читательский замах на основательное изучение Михаила Евграфовича Салтыкова нашего Шедрина. Издание наиболее полное, академическое, а значит с подробными комментариями. Первый том включает в себя самые ранние повести и рассказы, рецензии на книги и стихи. Итак, ....

    1. Повесть Противоречия. Читается как отличная пародия на сентиментальную прозу начала века. Судя по тому, что Салтыков-Щедрин после первой публикации никогда не включал ее в собрания сочинений, он сам не понял какой первоклассный стеб у него получился. Чего стоит только страдающий от бедности домашний учитель, которому за 3 месяца преподавания на дому должны были заплатить 500 рублей! Сумма огромная для 1947 года, так что, если вчитываться в подробности, то рефлексии на тему бедности главного героя приобретают еще более комичный вид.

    2. Повесть Запутанное дело. Первое серьезное произведение писателя. Чувствуется влияние гоголевской Шинели и Бедных Людей Достоевского. Здесь еще не тот ортодоксальный сатирик Салтыков-Щедрин, которого мы знаем по зрелым произведениям. Тут есть психологизм и сентиментальность, через которые уже проглядывают сатирические нотки. Очень полезны примечания. Так, узнаем, например, о популярной в то время статье, о нравственном воспитании простолюдинов, которые плохо обращаются с домашними животными. И это за полтора десятилетия до начала отмены крепостного права. Очень выразителен момент связанный с описанием пирамиды из людей во сне Мичулина. В основании пирамиды - простонародье, ближе к вершине - правящий класс. Комментарии утверждают, что идея социальной пирамиды позаимствованы у Сен-Симона, и что-то в этом духе якобы упоминала Жорж Санд.

    3. Повесть Глава. На тему свободной любви. Вполне в духе Слепцова или Писемского, но с сатирическими элементами.

    4. Рассказ Брусин о в общем-то обеспеченном молодом человеке, у которого


    потребности были гигантские, как у всех людей, у которых воображение развито на счет рассудка.

    Та же тематика, что и в Противоречиях. То же влияние Гоголя и Достоевского, высмеивание романтики. Главный герой мастерски загоняет сам себя в угол.

    5. Рецензии. В рецензиях на книги уже чувствуется юмор. Рецензией на книгу О Военном Красноречии, Салтыков-Щедрин мог бы вдохновить Жванецкого на Монолог Подрывника. При внимательном чтении рецензии на книгу Логика, можно заметить, что логики великий сатирик не понимал! Например, нельзя без сожаления читать эти строки


    Г. Зубовский, в свою очередь, никак не хочет отстать в изобретательности от подобных господ и строит такого рода силлогизм: «Все люди смертны; все смертные существа телесны; следовательно, некоторые телесные существа суть люди». Отчего же «некоторые»? Логическая последовательность повелевает сказать: «все телесные существа люди». Следуя этой методе, можно с успехом построить даже и такой силлогизм: сапоги смертны; человек не сапог; следовательно, человек бессмертен.

    6. Стихи. Стихи очень слабые на мой непретензионный вкус. Салтыков их писал, когда учился в лицее. В том самом, в котором не писать стихи после Пушкина уже было почти не прилично.

    12
    84