Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мизери

Стивен Кинг

  • Аватар пользователя
    Io7725 апреля 2016 г.

    Давно меня так не вело от книг Кинга! "Мизери" не назовешь динамичной, но и к разряду неудачных она явно не попадает. Это садизм и извращение психологии высшего сорта, представленное в шикарном авторском стиле.

    Интересно, насколько сам Кинг вжился в роль очередного главного героя писателя?.. Надеюсь, не очень, потому что даже читателям можно рехнуться от описываемых и прочувствованных ужасов. Люди часто преувеличивают психиатрические отклонения, некоторые вообще себе приписать пытаются, а выглядит ненатурально, дико и, в общем-то, глупо. Здесь был тот вариант психиатрии, который жаждет видеть толпа. Безумный монстр. Богиня. Энни. Энни -- это что-то.
    Вся картинка в целом -- нечто. Щербато ухмыляющаяся пишущая машинка в углу, оконце, писатель под наркотиками и безумная фанатка-медсестра. Описывать в запертой комнате и нечего, но Кинг без проблем передает атмосферу, причем внутреннюю дрожь жертвы, колотушку и страх, попранную гордость, гнусные черты, а самое страшное, что ты, читатель, все понимаешь, но на осуждение сил не остается.

    Так как речь идет о писателе и часто со стороны писателя, то у нас нет ни шанса: мы проникаем в его голову и с головой ныряем в фантазии -- выдуманные крохи надежды и гребанные ужасы вымысла -- что возникнут в голове находящегося почти в полной изоляции Пола. Испытывает облегчение он лишь от наркотиков и писательства. Сцена, в которой он сжигает единственный экземпляр нового романа защемила душу. Врагу не пожелаешь. Психологический разрыв основ морали. Конец гордости. А "Мизери" все больше приобретает оттенок непосредственно олицетворенного писательского мастерства -- единственное, что осталось у сломленного автора, единственное, что жаждет "богиня"-монстр, и не может достать. То, что он описывает, то, как мстит в конце, и как Кинг поворачивает сюжет -- шедевр.

    Что напомнило?

    • Стендфордский тюремный эксперимент. Надзиратель и жертва налицо. И хотя там групповой-массовый психоз был, в книге часто мелькала эта атмосфера онемения и преклонения перед "авторитетом", общий дух ловушки и пресмыкания -- физического и, еще более страшного, морально-духовного. Жуть.
    • "Коллекционер" Фаулза с его околоромантичным социопатом и "бабочками" нервно курит в сторонке. (Эпиграфы из него и даже упоминания были непосредственно в тексте).
    • "Песнь льда и пламени" Дж. Мартина, там красочная расчлененка тоже была, помнится... Но Кинг мощнее показал (имхо).
    • Другие книги Кинга, особенно связанные с ГГ-писателем ("Сияние"!)

      И еще: это явно не та книга Стивена Кинга, с которой надо начинать знакомство с автором. Тяжело, страшно, больно, жутко, но есть вещи и подинамичнее. А здесь чувство, будто у тебя в голове поселился маленький Пол и это все с тобой чуть-чуть происходило. Уже не говоря об ужасе концовки (вроде и вымысел-фанатазия рехнувшегося автора, но А ВДРУГ?! Тела-то не нашли!..) Богатому воображению и детям начисто противопоказано. Давно не помню, чтобы от ужастика -- пусть и с самой внезапной концовкой -- так передергивало. Даже экранизацию смотреть страшно!


    Впечатлил и восхитил, но советовать книгу друзьям не буду, не хочу, чтобы маленькие авторы селились и в их головах и расчленялись... бррр!!

    6
    36