Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц
Айрис Мёрдок
Аноним20 апреля 2016 г.Все любят Брэдли Пирсона
Солипсизм – крайний субъективный идеализм,
признающий единственной реальностью только собственное сознание и отрицающий существование внешнего мира
Знакомьтесь, Брэдли Пирсон – как бы писатель. У него как бы есть друг Арнольд, у которого есть как бы любимая жена Рейчел, которая как бы воспылала чувствами к Брэдли. Но не только она. Бывшая жена Брэдли Кристиан добила своего нынешнего мужа, чтобы вернуться в Лондон, потому что она как бы снова любит Брэдли. А еще Брэдли как бы очень любит брат Кристиан Фрэнсис и его деньги, кстати (тут без как бы, тут все серьезно). Также Брэдли очень любит его сестра Присцилла, доведённая до нервного срыва своим мужем. Брэдли как бы должен заботиться о бедной сестре, но нет. Он как бы воспылает безумной любовью к дочери Арнольда и Рейчел – Джулиан. И (о, чудо) девушка как бы ответит ему взаимностью…
Дамы и господа, присаживайтесь. Наше Путешествие в страну абсурда начинается.
Странная книга, если честно. Эта история будто не о людях, а о марионетках, которых истошно дергает за нитки чей-то злой ум. Я знаю, мир не белый и не черный, внутри него миллионы оттенков, но такие алогичность, абсурд и сумасшествие не могут существовать в реальном времени. Герои на каждой странице через строчку противоречат сами себе. Арнольд то пышет чувствами к своей жене, то бегает пыхать чувствами к Кристиан. Рейчел то бьется в истериках от одиночества и очерняет своего мужа, то бесконечными эпитетами признается в любви к нему. Единственный человек, который был логичен в своем сумасшествии, - это Присцилла. В этой книге нет ни одного положительного героя. И этот парад «уродства жизни без флера очарования» возглавляет главный Принц. Брэдли мечтает уехать в творческий рай, но все больше углубляется в адский водоворот событий. Он не хочет видеть свою жену, но все равно тут же бежит к ней. Брэдли предает, игнорирует, врет, ставит себя выше других, пичкая окружающих высокопарной философией. К середине книги я устала от его безумных метаний от любви к ненависти, от стойкой уверенности к полной растерянности. А от неожиданно вспыхнувшей неземной любви он стал еще противнее. Иногда нужно смотреть на жизнь реально и людей воспринимать по поступкам, а не забивать свою голову цитатами Шекспира и видеть мир через изломанную призму. Я все пыталась разгадать головоломку: то ли у автора такая манера письма, то ли Принц реально сумасшедший. Кому-то финал поможет разобраться в происходящем, а кто-то так и останется без ответа.
Кстати, параллели с «Гамлетом» для меня стали скорее минусом. Я ни в коем случае не имею права критиковать творчество Айрис Мердок, но не понимаю, зачем строить свое произведение на основе бессмертной классики. Неординарная самобытная работа всегда выглядит гораздо выигрышней. И уж простите меня, но сравнение Пирсона с Гамлетом показалось комичным надругательством над Шекспиром.
Это произведение не разрушило моего желания знакомиться дальше с творчеством Мердок, но отдалило его на некоторое время22139