Рецензия на книгу
Искусство любить
Эрих Фромм
Аноним17 апреля 2016 г.Наука побеждать чувства
Процесс обучения искусству любви можно последовательно разделить на два этапа: первый - овладение теорией; второй - овладение практикой.
пособие по науке "любить", изучение произведения на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин в вузах разной направленности, только это должно уже отпугивать читателя не отягощенного профильным образованием, а просто жаждущего познания в одной из самых темных наук - психологии . Сделав несколько последовательно неудачных попыток чтения, оставив книгу на виртуальной полке пылиться в покое и скуке несколько месяцев, и все-таки решительно настроив себя на то, что весной изучение науки любви - то что доктор прописал, взялась за чтение.
И снова увидела, то, что пугало изначально - менторский тон, академическая сухость даже в самых невинных фразах, неуемное желание все препарировать как истинному естествоиспытателю, разложить по полочкам. Крамольная мысль мелькает от страницы к странице- если любовь настолько сложная наука, требующая нешуточных знаний и вложений - эмоциональных и интеллектуальных, то овладеть этим - удел избранных и почему-то сразу в памяти возникает светлый образ рафинированного интеллектуала Анатолия Вассермана, вот он точно может получить ученую степень в искусстве любви.
Для начала автор настойчиво доводит до сознания неразумного в искусстве любви читателя, что все в этом мире: от войны до младенческих колик можно объяснить отсутствием любви, да ладно. Понятно, что нужно оправдывать такое помпезное название, ну зачем уж так-то. "Желание межличностного слияния- наиболее мощное стремление в человеке" - это так сурово звучит, что просто сидение на диване или того хуже , на стуле в офисе, уже обесценивает существование любого человеческого существа до состояния амебы - ведь в эти самые часы и минуты он (или она) не осознает необходимости слияния, ну хотя бы вот с тем очаровательным менеджером из отдела продаж. Понятно, что на момент написания (кажется, в 1956 году), книга казалась революционной, еще бы, назвать существующее общество потребительским, стяжательским, мимоходом обесценить работы Фрейда и провозгласить любовь - как акт, действие - это все могло всколыхнуть умы и привлечь интерес к подобной психо-беллетристике. Но сейчас, все это обильное цитирование христианских, морализаторских изречений, с не очень тонкими намеками на то, что ответы на свои вопросы о любви можно найти именно там - просто ужасают. Все, чему можно научиться из этого научно-психологического Экклезиаста - учитесь любить сами, любить по-разному, так как велит природа, эмоции и разум.6170