Рецензия на книгу
Этой ночью я ее видел
Драго Янчар
Аноним13 апреля 2016 г.Непредсказуемой оказалась моя вторая - после Катарины с Павлином - читательская встреча с Драго Янчаром. Оказалось, что в отличие от очень многих (в том числе гениев), этот автор не пишет одну книгу всю жизнь. Нет. Здесь другое все: идеи, язык, жанр. Если бы не знал, что романы написаны одним человеком, то и подозрения бы такого не возникло. Здесь нет уже магического реализма, есть просто реализм - пусть и в современной упаковке, но от этого не становящийся чем-то иным.
Она - та, которую автор заглавия видел во сне, - Вероника Зарник, молодая аристократка, хозяйка большого поместья, первая в Словении женщина-авиатор (вымышленная). Ее историю рассказывают пять человек - по числу глав романа. Почему так? Наверное, потому что роман - детектив, хотя и несколько необычный. Все понимают, что Веронику убили, потому что такой человек в такое время выжить не мог. И понимают, в общем, кто и за что (богато живете) таких людей убивал. Сюрпризов не будет. И все-таки каждый из рассказчиков спрашивает себя: что случилось с Вероникой? И это совсем другой вопрос. Все они имели касательство - близкое - к судьбе этой женщины, но знали о ней ровно столько, сколько места занимает каждая из их историй в романе. Узнать все - прерогатива читателя.
Роман - о войне, но это не военный роман, потому что Вероника - человек мирный, и написать о ней военный роман в принципе невозможно. Разве что историю убийства - ее убийства. Известно, что в основу сюжета положены трагические факты биографии Радо и Ксении Хрибар - словенского промышленника и его супруги. Янчар начинал писать этот текст как документальную прозу, но ему не хватило пространства. Впрочем, прототип ощущается, в тексте отдается реальность: Вероника нелитературна. Она нравится многим мужчинам, она симпатичная и успешная, но в читателе ничего такого не будит - ни страсти, ни желания погладить по голове, как какую-нибудь Сонечку Мармеладову. У нее все хорошо, и она хорошая. Хоть и взбалмошная излишне. Такими женщинами увлекаются в жизни, но в литературе у них слабая позиция. Они статистки. Эта Вероника - главная находка Драго Янчара здесь, как писателя и просто гуманного человека. Пытливая, веселая, открытая всему миру и немного печальная дама, которая просто хотела жить, а ее просто убили, потому что рядом оказались люди, готовые убивать. Судьба обыденная и страшная.
Человека преследует не то, что он сделал, а то, чего не сделал, - говорит один из рассказчиков - хороший человек. как и остальные четверо. У всех та же беда, все - пассивные злодеи, как и любой в мире человек. Эта фраза не просто афоризм в меру вдумчивого писателя. Он - характеристика. Должны быть и те, кого преследует то, что он сделал (ведь зло делается) и, наверное, те, кого не преследует вообще ничто (самые лучшие люди?). В своем хорошем романе Янчар позволяет говорить только хорошим людям - тем, кто этого достоин. Один из этих рассказчиков, кстати, красный партизан - и он принимал участие в акции. В романе политики нет, он скорее о том, что не все люди одинаково хороши.
По настроению, антуражу книжка напоминает околовоенные романы Ремарка. Супруги в своем поместье часто устраивает посиделки с музыкой, на которые приходят немецкие офицеры - оккупанты, но нормальные, в основном, люди. По вечерам они слушают Бетховена, а утром идут не в Аушвиц, а в госпиталь на работу или куда ещё. Хотя мундир немецкий надевают. Бетховена в романе очень много, такое у него настроение. Еще лейтмотивом звучит итальянская песня про блондинку, которая не блондинка, времен прекрасной эпохи. Эти годы, эта Штирия, отдаются здесь - в глухих словенских лесах, населенных волками, красными партизанами и прочим зверьем.
Тело Вероники не будет найдено, потому что жизнь идет вперед, а кто-то остается позади. Хотя и не так, чтобы позади окончательно: по округе поползут страшные слухи про фрагменты, и за эти слухи коммунисты будет спрашивать строго: ведь победителей не судят, а тут состав налицо. Партизаны - придет это счастливое время - выйдут к людям, придут в города и в них сопьются, потому что новая власть тоже придется не по душе и потому что в лесах немного переусердствовали. Потом, наверно, сопьются еще раз, когда развалится социалистическая Югославия (в романе этого нет, но мы знаем - и знает Янчар). Все было зря, но крови пролили много.
40504