Рецензия на книгу
Метро 2033 (аудиокнига MP3)
Дмитрий Глуховский
Аноним11 апреля 2016 г.Кулстори из жизни: в годы моего раннего студенчества, когда серия Глуховского про метро как раз была на пике популярности, как-то раз зашёл у нас с однокурсницей разговор о данном мастерписе. Я раздумывала, не попробовать ли почитать, а моя собеседница авторитетно заявляла, что читать "Метро 2033" не надо, потому что это плохая книга. На свой вопрос "Почему?" я получила дивный ответ: "Ну, там главного героя зовут Артём. Что это ещё за имя для героя?!" Честно говоря, это до сих пор остаётся самым странным аргументом, с которыми я когда-либо сталкивалась в дискуссиях.
Книгу я тогда так и не прочитала, но лишь потому, что тратиться на бумажное издание не хотелось, а электронные тогда ещё не были так распространены. А тут почему-то потянуло на истории о метро, и снова вспомнилась эта книжка.
По крайней мере, теперь я могу делать о ней собственные выводы, и хвалить это творение мне не хочется. Только дело тут вовсе не в имени главного героя (кому вообще придёт в голову придираться к именам?), а скорее в сомнительной художественной ценности самой книги. Потому что это очередной пример того, как интересная в целом идея убивается неудачной реализацией.
Если говорить об идее, то здесь у нас, в принципе, достаточно популярный сюжет о постапокалиптическом мире с очень ограниченным количеством выживших, которые скрываются от радиации в московской подземке. На самом деле, метро - это очень благодатная почва для такого рода сюжетов, потому что о нём в народе существует множество самых различных легенд и страшилок, а если приплюсовать к ним ещё и существование в замкнутом пространстве, то и вовсе можно раскрутить какую-нибудь захватывающую историю. Глуховский не раскрутил. Видимо, пытался, но получилось по факту нечто больше похожее на сюжет для компьютерной игры-квеста. Главный герой перемещается от одной станции метро к другой, из одной локации в другую, встречает разных персонажей, расстаётся с ними, приобретает новые предметы, теряет старые. От ассоциаций с компьютерной бродилкой я так и не смогла отделаться до самого конца - странно ещё, что Артём не начал представляться мне пиксельным человечком. И остальные герои тут, по сути, такие же пиксельные, ну или те самые пресловутые бумажные манекены. Если у Артёма ещё есть какая-то более-менее раскрытая биография и относительно ясный бэкграунд, и его мотивация ясна, то остальные персонажи просто существуют, и всё. Лишь об очень немногих из них мы узнаём что-либо новое в процессе, в основном же они абсолютно статичны, и, более того, автор достаточно вольно с ними обращается, вводя их в повествование, а затем выводя, когда ему заблагорассудится, зачастую без каких-либо пояснений. Вот был герой, а тут его не стало. То ли умер, то ли потерялся, то ли автор просто про него забыл. Ясно всё лишь с теми героями, свидетелем смерти которых становился Артём, а вместе с ним и читатели, а про остальных нужно, видимо, самим догадываться.
Сам главный герой, кстати, удивительно пассивный для героя, на которого возложена великая миссия. Понятно, что он не просил ничего на него возлагать, но раз уж пришлось, почему он на протяжении всей книги остаётся дико аморфным? Почему-то значительную часть времени он выглядит как бесплатное приложение к каким-то другим персонажам, а это довольно непривычно.
Само действие показалось несколько затянутым - уж очень много времени занимает путешествие по метро. С одной стороны, оно понятно и логично, а с другой - эти перемещения, по сути, достаточно однообразны. Между станциями, понятное дело, туннели, в туннелях водятся какие-нибудь твари, или ядовитый газ, или души умерших, или ещё что-нибудь, и с этим приходится бороться. На станциях живут люди, везде разные - торговцы, коммунисты, фашисты, сектанты, военные, интеллигенция, и так далее, и тому подобное. Вот эти разные группы населения тоже можно было бы как-нибудь интересно обыграть в сюжете, но в итоге они здесь никакой особенной роли не играют: нам преподносят описание их быта, потом происходит что-нибудь, из-за чего Артём оказывается вынужден покинуть станцию, и всё это остаётся позади. Читая, понимаешь, что смысл в этом есть, и автор, видимо, пытается показать, что все люди разные и с ситуацией справляются тоже по-разному, но на сюжет все эти товарищи влияния не оказывают. То есть, если бы Артём их не встретил, книга стала бы короче, только и всего.
Отдельный минус - собственно, форма подачи сюжета. Не уверена даже, что правомерно будет назвать Дмитрия Глуховского писателем, потому что в таком случае добрых 80% пользователей интернета тоже писатели. Иные фанфики написаны лучшим языком, нежели эта история. И помимо стилистических косяков здесь нередки странные синтаксические конструкции, орфографические ошибки и какая-то очень альтернативная постановка знаков препинания. Если у этой книги и был редактор, то деньги ему платят явно зря.
Из того, что понравилось - всё же описание жизни в метро показалось любопытным, попытка создать собственный мир не провалилась окончательно. Визуализировалось оно достаточно ярко. Многие знакомые, читавшие книгу, говорили, что им приходилось распечатывать и таскать с собой схему московского метро, чтобы не путаться в перемещениях главного героя; мне же почему-то всю дорогу было интереснее смотреть на сами описываемые станции, и, доходя до каждой новой локации, я гуглила фотографии - так в итоге получалось красочнее. Хотя и жутковато немного. Не менее интересными были описания города в редкие моменты вылазок на поверхность - но всё, разумеется, за счёт контраста между реальным и тем, что преподносится в книге. И ещё сентиментальную меня цепанул тот момент, когда Артём забредает в квартиру, которая вполне могла оказаться его квартирой, и находит старую фотографию в книге. В итоге я до самого конца переживала, чтобы он эту книгу нигде не потерял)
Так что плюсы у "Метро 2033" есть. Но минусов всё-таки больше. И концовка - пожалуй, один из главных минусов, потому что после неё осталось ощущение, что всё происходившее ранее было совершенно бессмысленным. Все действия главного героя одним махом обесценились. И все те, кто умер за время развития сюжета, умерли зря. И если эта концовка - задел на следующую часть, это тоже минус, потому что в идеале даже произведение с подразумевающимся продолжением должно иметь логический конец. Чтобы читатель понимал, что не умрёт, если даже и не прочитает следующую книгу. Продолжать читать про метро я, например, не буду, и, выходит, так и не узнаю, чем там у них всё закончится, потому что сюжетные нити в конце первой книги откровенно провисли.
В общем, повторюсь, идея была интересной, и доработать её по-человечески - могла бы получиться действительно неплохая книга, но в исполнении Дмитрия Глуховского мы имеем то, что имеем. Не худшее, что я читала в своей жизни, но и уж точно не шедевр.P.S. После такого чтения всё-таки побаиваюсь, что детские ночные кошмары про метро могут вернуться. А ведь в минском метро никто, наверно, и не выжил бы. Что там наши две несчастные короткие линии с одной пересадочной станцией...
354