Рецензия на книгу
Презрение
Альберто Моравиа
Tzepesh10 апреля 2016 г.Я не люблю любовные романы (простите за тавтологию) и не очень люблю произведения, повествующих главным образом о романтических отношениях.
Поэтому когда подруга, пускай даже та, литературному вкусу которой я всецело доверяю, посоветовала мне прочитать "Презрение", я была в некоторых сомнениях. И бралась за него с довольно скептическим настроем.
Но мои страхи не оправдались. "Презрение" - отличный роман. В нём говорится о мужчине, который безмерно любил свою жену, и о его жене, которая не только не любила своего мужа, но и презирала. И хотя я не могу назвать эту тему близкой мне, читать всё равно было очень интересно.
Риккардо Мольтени всегда мечтал быть драматургом, но суровые реалии жизни заставляют его писать сценарии к второсортным развлекательным фильмам. Риккардо ненавидит свою работу, но чтобы оплатить квартиру, купленную исключительно ради Эмилии, соглашается на сотрудничество с продюсером Баттистой, который собирается экранизировать "Одиссею" в стиле голливудского зрелищного кино. То, как Баттиста видит бессмертное произведение Гомера, противно Мольтени, он убеждён, что совершенно не подходит для этой работы, но как здесь отказаться, когда продюсер обещает за эту работу не только хорошие деньги, но и несколько месяцев проживания в шикарном коттедже на берегу моря? Вдруг это последний шанс вернуть любовь и уважение Эмилии?
Я совершенно не разбираюсь в людях: я не понимаю ни их самих, ни того, что ими движет. И мне, как и самому Риккардо, на протяжении всего романа было не до конца ясно, чем он вызвал такое отношение со стороны жены.
Любить того, кто не любит тебя, тяжело. Это может быть сложно, обидно, больно - выберете те эпитеты, которые кажутся вам более уместными. Но любить того, кто испытывает к тебе такое страшное чувство, как презрение, это все выбранные вами эпитеты, умноженные во много раз. Не сложно представить, почему Риккардо сходит с ума и не находит себе места в попытках понять, что он сделал не так. В начале романа мне казалось, что герой - бесхребетная тряпка, что ему давно следовало бы откровенно поговорить с Эмилией и либо уйти самому, либо позволить уйти ей. Но по мере того, как Моравиа погружает нас в мысли Мольтени, раскрывает его душу, его мысли, его стремления, я невольно задумалась, а как бы поступила на его месте я. Неужели мне хватило бы смелости взглянуть правде в глаза? Неужели мне хватило бы сил всё бросить?
От начала романа и до конца моё отношение к героям менялось - от непонимания до сочувствия. И хотя ни один из персонажей за всё время чтения так и не стал мне симпатичен, все они мне начали казаться мне такими живыми, такими человечными.
Отдельной нитью в произведении проходит "Одиссея" - она является не только тем явлением, которое собирает вокруг себя наших героев и заставляет их действовать, но и в некоторой степени отражает жизнь самого Риккардо. Наверное, "Одиссея" - та вещь, которая понравилась мне в "Презрении" чуть ли не больше всего. Я знакома с Гомером исключительно в рамках школьной программы, то есть крайне поверхностно и слабо, и подход к этому произведению Моравиа, те трактовки поэмы, которые он описывает, усилили моё давнишнее желание познакомиться с историей странствий Улисса.
"Презрение" - роман, безусловно, трагический. Он рассказывает о драме не только семьи, но и о драме человека внутри неё. Его финал нельзя назвать ни закономерным, ни справедливым, но другого мне не хотелось бы.
В чём-то "Презрение" даже можно назвать обратным вариантом романа "Король, дама, валет" .
Ни тот, ни другой не смог стать моей любимой книгой, но оба произвели сильное впечатление.8245