Рецензия на книгу
Девушка, которая играла с огнем
Стиг Ларссон
Аноним9 апреля 2016 г."Лисбет Саландер была женщиной, ненавидящей мужчин, которые ненавидят женщин"
Свою рецензию стоит начать с пояснения о том, как я читаю подобные книги (т.е. современные детективы). Сначала я вижу фильм, и едва до моего слуха доносится информация, что снят он по мотивам книги, всё, пиши пропало. Книгу я покупаю (или качаю) тут же, сразу сажусь читать. Так было с первой частью трилогии Стига Ларссона. Она, к слову сказать, меня приятно удивила. К прочтению второй книги я приступила не сразу, тому были свои причины, но, наконец, приступила. И первым плюсом для меня явилось то, что книга читается легко. Знаю по опыту, что есть жутко занудные классики, есть просто разливающие воду авторы, а есть те, кого читать приятно. Ещё мне, видимо, более или менее повезло с переводом, хотя безумства в нём, конечно, тоже были. И это главное моё замечание: ругаться на сам текст и описание в книге может только тот, кто читал её на шведском. Только так можно хулить манеру написания САМОГО Стига Ларссона, поскольку всё остальное в руках переводчика.
А теперь перейду непосредственно к тому моменту, который будет освещен далее. Из-за собственного образования я привыкла сначала получать информацию об авторе и о цели написания книги, а уж потом брать само произведение в руки. Именно поэтому и только поэтому Стиг Ларссон со своей трилогией останется для меня человеком гораздо более уважаемым, чем большая часть людей писавших и пишущих в данном жанре. Я не буду говорить о персонажах, хотя характер Лисбет Саландер весьма интересен и, что немаловажно, имеет чёткое обоснование своему формированию (она мне симпатизирует, как интроверту и искателю нестандартных личностей в литературе). Я также не буду зацикливаться на том, какова сама детективная линия и сколько в ней штампов, мне всё равно, хотя лично я очень даже почувствовала нарастающее напряжение, когда дело начало двигаться к развязке. Но! Я скажу о цели.
Лейтмотивом первой книги трилогии было само оригинальное название: "Мужчины, ненавидящие женщин", и автор действительно сделал многое, дабы затронуть хоть какие-нибудь извилины в мозгу у читателей по поводу того, сколько вокруг неуважения к слабому полу. Неуважения - мягкость. Насилия. Насилия морального и физического, т.е. от унижения до избиения. Что до второй книги, то упомянутый лейтмотив коснулся и её. И когда я купила всю трилогию, моя цель прочтения была такова: увидеть, как автор реализует свою задумку, как он затрагивает немаловажную социальную проблему и поднимает ли на обсуждение? Голословен ли автор? Видит ли пути решения?
Каждый читатель воспринял книгу по-своему, но те, кто нашли в ней пищу для размышления над подобным явлением, должны были бы сами отыскать ответы. Почему? Время дидактических поучений давно кануло в лету, и у Стига Ларссона вы не найдёте фраз "хорошие мальчики не обижают девочек" или "мораль сей басни такова". У Стига Ларссона вы найдете Лисбет Саландер, которая предпочитает на насилие отвечать насилием, на обиду обидой. Правильно ли это? Каждый решит по-своему.540