Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Аноним8 апреля 2016 г.Наверное, лучше всего этому роману подойдет определение "многострадальный", так как та исповедь, которую предлагает главный герой книги - Адриа Ардевол, действительно, выстрадана им. Умнейший человек, интеллектуал, коллекционер древних рукописей, музыкант и полиглот, зная о том, что беспощадная болезнь вскоре полностью разрушит его мозг, записывает всё, что еще помнит о своей жизни. Он пишет своеобразную автобиографическую книгу - размышление, в которой сюжеты сливаются друг с другом, судьбы героев, также как и время действия одного события накладывается на другое. При всем этом еще огромнейшее количество персонажей, то появляющихся, то исчезающих внезапно. Поначалу я терялась в том, кто ведет диалог, так как начать его могли одни герои, например, монахи в каком-нибудь 17-м веке, а продолжить совсем другие из другого времени, например, узники Освенцима. То читаешь про маленького 10-летнего мальчика, которого отец заставляет учить уже пятый или шестой иностранный язык, то тут же история продолжается уже доктором, работающим в Африке. Причем без всяких переходов. Видимо в пораженном мозге Адриа события и люди связывались уже между собой не в хронологической последовательности, а по каким-то другим эмоциональным, чувственным связям. Может быть потому, что именно этих эмоций, любви ему в детстве и не хватало, родители видели в нем лишь только одаренного ребенка, в которого необходимо как можно больше "впихнуть" и только две игрушки были ему близки, лишь с ними он делился и разговаривал: фигурки индейского вождя и шерифа...В этой книге множество остановок для размышления: о первопричине зла, о конкретном зле, о том, как может быть человечество одновременно таким жестоким (ужасы концлагерей) и таким высокоодухотворенным, способным создавать шедевры искусства. "Как может существовать поэзия после Освенцима?". "Как может Бог допускать сверхжестокости людей? В чем повинны жертвы страшных стихийных бедствий? Неужели в каждом конкретном человеке есть зачатки зла? и т.д. На эти вопросы сам Адриа пытается найти ответы в древних рукописях, которые скупает не жалея денег, в книгах, которые просто поглощает, но ведь все это писали когда-то люди, которые также искали истину и поэтому готовых ответов нет...и как говорится, "во многих знаниях много печали".
А еще одним из главных персонажей этой исповеди является скрипка мастера Сториони со своей непростой и трагичной историей. Она может завораживать слушателя своей неповторимой и чарующей мелодией, а может и стать причиной чьей-то трагедии. История этой скрипки вместе с судьбами ее предыдущих хозяев проходит через все повествование, но ведь .. "важнее не сами вещи, а те фантазии, которые мы с ними связываем. Именно это и делает каждого из нас личностью."
Роман сложный, совершенно нелинейный и, конечно же, для очень медленного и вдумчивого чтения. От ужасов, творившихся в концлагерях, становится невыносимо страшно, эти истории настолько невероятны, что кажется, это какое-то страшное кино, что говорить, если даже монах-исповедник, выслушав исповедь врача, проводившего нечеловеческие эксперименты над заключенными концлагеря, просто умер на месте... Конечно же, Ж.Кабре удалось донести свой крик о том, что недопустимо повторение подобной жестокости истребления одних людей другими. В общем, в этой книге много-много всего и нужно большое терпение, чтобы ее прочитать и осмыслить.16168