Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона

Софокл

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2016 г.

    по пути трагедии.

    Передовую роль в творчестве Софокла играет серия пьес об Эдипе и его семье: "Эдип-царь", "Эдип в Колоне", "Антигона". Это большая и многогранная история, повествующая о судьбе человека. Судьбе полной незаслуженных страданий и боли. Почему незаслуженных? Да потому что Эдип не был плохим человеком, просто ему не посчастливилось...... родиться. Все его муки были предопределены судьбой или иначе говоря волей божьей. Я знаю, что Софокл был богобоязнен и своей пьесой, скорее всего, пытался показать ничтожность и бессилие человека перед Богом. Но это уже не первый раз, когда у какого-нибудь античного автора божество предстает в темном свете. Кто-то ссылается на жестокость, кто-то на тиранию. Кто-то описывает прямым текстом, кто-то завуалированно. Это не редкость. Наверное, это традиция.

    "Эдип-царь" отличается очень интересным и запутанным сюжетом. Вначале перед нами пустой стол и бесчисленное количество разбросанных пазлов. Постепенно, с каждым новым действием, нам складывается любопытная картинка. Мы следуем за сюжетными поворотам и все глубже погружаемся в этот мир. И несмотря на то, что с середины все становится понятно. Желание собрать эту историю/мозаику полностью, убрать все белые пятна, не угасает. Не малую роль в этом играет хорошая подача материала и красивый слог.

    Что касается "Электры", то тут произошла интересная ситуация. Софокловская "Электра" и эсхиловский "Орест" имеют один и тот же сюжет, но концовки кардинально отличаются друг от друга. Вначале я посчитал, что все дело в половом различии главных героев. Из-за этого у Эсхила мужской взгляд на эту историю, а у Софокла женский. Но расхождения уж сильно велики, поэтому я пришел к выводу, что трагики использовали разные источники. Ну или по-разному интерпретировали какой-то один.

    Мой фаворит у Софокла - пьеса "Филоктет". Трагизм, проблема выбора, сочувствие, презрение. Эмоции били через край, а текст заставлял сопереживать. В случае с работами Софокла и Эсхила это чувство пришло ко мне лишь однажды, поэтому по моему субъективному мнению, данная трагедия лучшая из тех, что мне удалось прочитать. Лучшая в эмоциональном плане.

    Еще с "Одиссеи" Гомера, меня пленила идея, что Одиссей - это герой переполненный отрицательными качествами. Его не стоит героизировать и уж тем более равняться на него. У Софокла Одиссей мне повстречался в двух пьесах "Филоктет" и "Аянт (Аякс)". Моему удивлению не было предела, когда он предстал в них в темном свете. Он не просто вызывал у Аякса и Филоктета неприязнь. Он сначала загнав двух героев в унизительное положение, а затем стал предлагать свою помощь, где-то им, а где-то их родным. Тем самым, пытался казаться миротворцем. Как обычно он льстил речами и лицемерил. Да, быть может я ухватился за эту теорию и специально нахожу и цепляюсь за все отрицательное, что есть в Одиссее. Но каждый раз, с каждым новым фактом о сыне Лаэрта, я все больше убеждаюсь в ее истинности.

    В целом, Софокл предстал более зрелым трагиком, чем его предшественник Эсхил. Улучшен слог, сюжеты глубже и трагичней. По моему мнению, ему удалось вывести трагедию на новый уровень.

    6
    116