Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним7 апреля 2016 г.Наконец познакомилась с Гейманом не только как со сценаристом, но и как с писателем. Пожалуй, "Никогде" - это отличный вариант для такого первого раза.
Мне вообще в этом году везёт на книги с восхитительно "живыми" локациями; Лондон у Геймана определённо можно отнести к таковым. Оба Лондона - и верхний, и нижний. Нижнего тут, конечно, несоизмеримо больше, но всё равно, пусть Верхнего и не так много, читая о нём, как будто видишь его своими глазами, и это очень здорово.
Порадовала идея оживить город при помощи игры слов. Никогда раньше не задумывалась, почему станции лондонского метро называются так, а не иначе - даже несмотря на то, что в своё время ознакомилась с большим количеством литературы по данной теме. А тут - пожалуйста: Ангел Ислингтон, Чёрные Монахи - Блэкфрайарз, Семь Сестёр - все они живые и обладают определёнными чертами, каждый своими. А Старина Бейли, любитель крыш? Теперь, если когда-нибудь попаду в Лондон, точно буду смотреть на всё это совершенно иначе, чем могла бы, если бы не прочитала эту книгу.
Примерно первую треть книги периодически вспоминалась Тёмная сторона Лондона в исполнении Саймона Грина, но впоследствии ассоциации сошли на нет. Потому что у Грина всё-таки его Тёмная сторона существует фактически как отдельный город, и в ней не замечаешь какиз-то типичных лондонских маркеров и локаций, из общего там разве что возможность проникнуть в этот другой мир через подземку. А вот параллельно сосуществующие Верхний и Нижний Лондон у Геймана всё же производят совершенно иное впечатление - и, если честно, такой подход понравился мне больше.
Отдельное спасибо Гейману за главного героя, а точнее, за его неидеальность. Потому что читать про того, кто всё знает и умеет, а при этом ещё и ничего не боится, было бы совершенно неинтересно. Куда занимательнее наблюдать за совершенно обыкновенным Ричардом Мэхью, у которого наравне с достоинствами есть свои недостатки и слабые стороны, и их довольно много. В Ричарде проще простого увидеть себя, и благодаря этому проще понять и принять не только его, но в какой-то степени и себя тоже - со своими же недостатками, потому что, глядя на него, понимаешь, что никто не идеален, но, тем не менее, это преодолимо. Этот персонаж очень реалистичен и при этом не статичен - на протяжении всей книги он постепенно эволюционирует и в конце концов из этакого героя поневоле, "героя-потому-что-никого-другого-под-рукой-всё-равно-нет" становится героем настоящим. Воином. Победителем. Люблю таких героев: в случае с ними, по крайней мере, чётко понимаешь, что все приключения были не зря.
А вообще не могу не признать, что у Геймана все персонажи на редкость обаятельны и интересны, даже отрицательные. Так и не смогла найти ни одной ходячей картонки (хотя ладно, такой целью я и не задавалась).
Что до концовки - опять же, прошерстив некоторое количество чужих рецензий, я наткнулась на что-то в духе "Почему после всего, что произошло, он вернулся обратно в Нижний Лондон? Там же опасно и вообще". И вот, кажется, я прекрасно понимаю, почему. Собственно, он сам же об этом и упоминает в разговоре с Гарри в конце: он изменился. Это нормально, когда после какого-то яркого события обычная жизнь вдруг начинает казаться скучной и неинтересной. И меня не удивляет, почему после всего того, что Ричард пережил в Нижнем Лондоне, привычная повседневность потеряла для него все краски, которых, наверно, и так было не очень много. И я на его месте тоже, наверно, бросила бы всё и вернулась - тем более что ему было ради чего и ради кого.
Словом, книга хорошая. Ожидала от неё чего-то более жуткого, но совершенно не расстроена из-за того, что это ожидание не оправдалось. Единственное, о чём я сейчас жалею, так это о том, что она закончилась так быстро. :)411