Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2016 г.

    ВНИМАНИЕ! РЕЦЕНЗИЯ СОДЕРЖИТ ЖИРНЫЕ СПОЙЛЕРЫ!
    Не самое любимое мое произведение у Ремарка, но все же читаю и перечитываю уже раз в пятый. Это роман о неидеальных людях, которые любят и живут, отдаваясь жизни на все сто, а совсем рядом поднимает голову кровожадный зверь войны.

    Главный герой - бежавший из Германии врач, уже в третий раз сменивший имя (на протяжении книги его зовут Равик). Он талантливейший хирург, но не может открыть собственную практику без документов, поэтому проводит операции в клиниках доктора Вебера и доктора Дюрана, которые платят ему процент от полученной за операцию суммы. В остальное время, когда Равик не работает, он ходит по кабакам, ест, пьет и мечтает от мести нацистам, а в частности тому, кто пытал именно его - Хааке.
    Главная героиня, Жоан Маду, актриса, тоже приезжая, неприкаянная и ищущая к кому бы прилепиться. Считается, что ее прообразом выступила Марлен Дитрих.
    Третий герой романа - город Париж, здесь не беззаботная и романтичная французская столица, а серый город тех, кто живет одним днем, кто каждый день пьет, чтобы забыться, и боится каждого нового утра, что оно принесет.

    Роман начинается с того, что Равик спасает Жоан от самоубийства, а заканчивается тем, что она умирает у него на руках, но за время, прошедшее на протяжении пятисот страниц книги, Равик наконец узнает, что такое любовь, такая, когда тянет к любимой женщине днем и ночью, когда пылает страстью сердце, когда готов всю ночь сидеть под дождем на лавочке, высматривая в окне знакомый силуэт. Его характер при это не меняется ни на йоту - как был скрытным подозрительным педантичным эмигрантом без корней, с нежеланием к кому-либо привязываться и причинять боль при расставании, таким и остался. Он так и не открыл Жоан своего настоящего имени, подробностей биографии, своей одержимости Хааке. С ней он просто ел, пил, спал, выслушивал ее, позже - ругался и выяснял отношения. Основной слом произошел тогда, когда он помог раненой на улице, а его схватили полицейские и депортировали, и вернуться он смог только через три месяца, а вернувшись обнаружил, что Жоан переехала, причем живет явно не на свои, потому что из русского кабаре, куда он ее устроил с помощью своего друга-швейцара, она уволилась.

    Можно по-разному относиться к поведению Жоан, но я в целом на ее стороне. Равик изначально ей ничего не обещал и обещать не собирался, напротив, даже сам говорил "Ты сама меня бросишь". Так и получилось. Нет мужика три с лишним месяца, даже не написал ни строчки, что прикажете думать? А жить-то надо... Жоан из того типа женщин, которые просто не могут оставаться одни. Едва ее прежний любовник умер, она в тот же день связалась с Равиком, пропал Равик - появился следующий ухажер. Когда Равик вернулся, она была готова тут же все бросить и уйти к нему, но он сам не захотел, так и бегали друг за другом по очереди по всему Парижу, и в итоге добегались. Все, что произошло на последних страницах романа - это сдача. Равик поставил все галочки в своем жизненном плане: успел полюбить, отомстить, попутешествовать, поработать. И теперь ему хочется просто мирно дожить свой век под настоящим именем, ни от кого не прячась. На войне врачи всегда нужны...

    Отдельной темой для меня стали врачебные будни и девушки-проститутки. Ремарк с горечью пишет о том, сколько девушек стали бесплодными вследствие подпольных абортов (тогда во Франции они были запрещены), скольким из-за неправильного диагноза вырезали матки, как милые парни превращались для своих девушек из возлюбленных в сутенеров, и каким бешеным спросом пользовалась в эти предвоенные годы продажная любовь. Вообще Ремарк потрясающе афористичный писатель, почти все его романы растаскиваются на цитаты влет, потому что он не жалеет никого, едет катком по всем и смотрит на мир с печальным цинизмом.

    16
    89