Рецензия на книгу
Деревушка
Уильям Фолкнер
Аноним29 марта 2016 г.Божественный финал Флема Сноупса
Нет, я создал их Сноупсами, и не я создал тех людей, что сами подставляют им задницу. Я мог бы сделать больше, но не стану. Слышишь, не стану!У Фолкнера есть прекрасная черта, особенность в повествовании. Он пишет событиями и судьбами героев - апеллирует ими, как отрезал и финал "Деревушки" тому очень яркое доказательство. Флем Сноупс, проныра и ворюга. Бедный выходец низов Йокнапотофы, которого мы видим сумречным и плиющимся в округу, готовым обобрать и извести любого первого встречного. И именно он обделывает свои дела с той легкостью, с которой и оставляет с носом всю Деревушку. Берегись Джеферсон! Город. Жители Французовы Балки уже повержены, а многие судьбы поломаны этой незаурядной личностью. Французова Балка уже воспитала семейство Сноупсов на свою голову и мы видим яркие плоды их опрометчивого воспитания.
О чем же роман Деревушка, спросите вы? О вымирании старого бедного юга ( не аристократического городского, а именно деревенского - впервые познакомился с этими тоже довольно самобытными представителями, Поселка Йокнапатофы а то всё Компсоны, да Саптенты или Сарторисы) и сколь быстро умирает старое поколение бесславного и уже хорошо знакомого нам благодаря Фолкнеру Юга, тем стремительнее вырастают Сноупсы и заполняют этот Юг, как тараканы. Один инцидент и одна загубленная жизнь, описанная мастерски автором приводит к появлению как минимум одного Сноупса. Вот такая вот Фолкнеровская арифметика. Юг становится совершенно другим.
В первой части, довольно тяжеловесное и суховатое монолитное повествование, вас ожидает зарождение семейства Сноупсов. На сцене появляются первые Сноупсы, после "Сарториса", событий дебютного романа про Йокнапатофу, в котором появляется первый Сноупс и убегает (предварительно ограбив банк старого Байарда Сарториса,) и рассказа "Поджигателя", и еще непрочитанного романа "Непобежденные" на сцену выходит новый и совершенно на первый взгляд невзрачный Сноупс. Флем Сноупс. И всё повествование сводится к тому, что этот харизматичный и одновременно совершенно нелюдимый и мерзкий герой будет покорять различного вида махинациями всю деревушку. Во многом жизнь играет ему на руку и одна роковая ситуация с Юлой чего только стоит. Но в одном ему точно нельзя отказать - любого обжулит и обдерет до последней денежной нитки. Одним словом - непревзойденный делец. Этот и родную кровь, собственного брата без рубашки оставит. Засадит за решотку и накроет грязью с головы до пят. За душой одни только связи и деньги.
Потом на сцену выходит упомянутая Юла. Дочь местного деревенского ( будем говорить) помещика, которая будучи умственно-отсталой с рождения переживает очень ранний и бурный период полового созревания слишком быстро обзавелась потомством ( еще в несовершеннолетнем возрасте), и несмотря на все эмоциональные попытки брата предостеречь и спасти сестру от зачатия ( желающих на ее не по годам привлекательное тело хоть отбавляй), всё закончилось по Фолкнрески здраво, трезво и просто. Заключением брака Флема Сноупса с Юлой. Логичное окончание истории Юлы на страницах "Деревушки", потому что это полностью соответствует нравам того времени и вдабавок позволяет Сноупсу получить всё то, что ему нужно в дальнейшем. Положение, благодаря которому Сноупсы, как тараканы заполняют всю Деревушку.В дальнейшем на страницах романа мы знакомимся и с другими представителями упомянутой деревушки. Все их судьбы очень по-Фолкнеровски трагичны и каждая история, каждый исход позволяет очередному Сноупсу вылезти из темноты и повлиять на судьбу и жизнедеятельность всей деревушки. Падение каждого персонажа, который только только здесь появился, напрямую связано с Сноупсами. Яркий калейдоскоп образов, жизней, трагичного фатума, традиций и смерти. Всё это и представляет собою всю эмоциональную часть Фолкнеровской Деревушки. Он настоящий мастер художественного слова и прекрасно в одном маленьком абзаце описывает всю безысходность каждой судьбы представителей умирающего старого Юга. Сноупсы - это такой неприглядный баланс. Природа пустоты не терпит, а как видно из эпиграфа - цитаты к рецензии Деревушка во многом сама виновата, что воспитала подобное зло на родной земле и на этих костях.
В книге есть всё: очередные библейские мотивы, традиции Юга того времени, жертвоприношение, лошади, коровы, поломанные судьбы и правдивая смерть. И несмотря на выразительность образов, здесь нет слезливости и авторской спеси. Есть жизненный человеческий натурализм. Фолкнер не обдает читателя выстраданной безысходностью и животным цинизмом. Он просто говорит, что так было, есть и будет всегда. Его проза может показаться совершенно бесчеловечной, но мне кажется, что в нем есть мотив чисто мужской логики - восприятия жизни. Женщины живут чувствами, мужчины живут правдой. Так всегда было в творчестве Фолкнера. Такой он мир Йокнапатофы.
Сложно не упомянуть финал. Он очень яркий и очень резонирующий, если нам здесь можно употребить именно это( наиболее подходящее на мой взгляд) слово. Здесь важно всё: и воровские торги, и суды ( мастерски и очень живо описанные Фолкнером) и замечательная финальная интрига, которая держит в напряжении читателя до конца ( надо же разгадать замысел и подставу Флема Сноупса) и режет по живому контрастом Сноупса покидающего Деревушку и плюющего на этих людей, и другого персонажа, который уже благодаря последним аферам Фолема Сноупса закопал себя заживо. И конечно же финальные слова Сноупса.
Сноупс отвернулся и сплюнул через колесо фургона. Он легонько дернул вожжи.- Но! - сказал он.
Божественный финал. А моя рука уже тянется за продолжением. Впереди "Город". Наше путешествие лишь начинается....
8367