Рецензия на книгу
Четыре сезона
Стивен Кинг
Pone4ka28 марта 2016 г.Сборник “Четыре сезона” включает в себя четыре повести, но, так как каждая из них самостоятельна и самодостаточна, я подумала, что имеет смысл каждой посвятить отдельный рассказ.
"Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка"
Сразу скажу - фильм я не смотрела, поэтому у меня не было практически никакого представления о том, что я встречу в книге. Знала только, что она о побеге из тюрьмы - это, пожалуй, все. И думается, что это сыграло мне на руку.
Весь рассказ ведется от лица одного из заключенных, близко общавшегося с главным героем. Зная, насколько характерными Кинг делает некоторых своих героев с помощью их речи, я ожидала “крепких” слов и вообще своеобразной манеры речи. Однако все повествование ведется очень плавно, красиво и при этом естественно - как будто не книгу читаешь, а слушаешь чей-то рассказ. От этого сразу меняется отношение ко всем заключенным в целом и к рассказчику в частности.
Образ Энди Дюфресна, главного героя, мне понравился, наверное, больше всех персонажей, встреченных в книгах за последнее время. Это просто какой-то невероятный человек, как будто бы из другого мира - настолько он выделяется на фоне всех остальных, причем не только заключенных, а любых персонажей повести в принципе. Его самообладание и хладнокровие заставляют проникнуться к нему безоговорочным уважением. В итоге ближе к концу произведения уже просишь мироздание чуть ли не в голос - хоть бы все было хорошо! Как же хочется надеяться, что все получится!
Надо сказать, что компоновка книги великолепна. В качестве эпиграфа приводится фраза “Главное - не рассказ, а рассказчик”. Действительно, даже представить сложно, да и не хочется, что было бы с этой историей, будь она рассказана судьей на процессе Энди или одним из не совсем адекватных комендантов Шоушенка.
И еще один момент - первая часть “Четырех сезонов” носит название “Весны извечные надежды”. И да, вся повесть пронизана этим ощущением, о котором я писала выше. Надеждой на лучшее, надеждой на удачу, надеждой на то, что все сложится и все получится.
Что касается сюжета, буквально на последних десяти-пятнадцати страницах оставшиеся кусочки паззлов складываются в общую картину, и это те мелочи, которых как раз не хватало для того, чтобы в полной мере оценить весь замысел Энди, того несчастного, который был осужден за двойное убийство на тройное пожизненное заключение.
Единственное предупреждение: книга эта все же 18+. В ней присутствует насилие, несмотря на то, что описывается все очень корректно и аккуратно.
"Способный ученик"
Я даже не знаю, с чего начать. Меня как будто оглушили чем-то тяжелым по голове, и я болтаюсь в полусознательном состоянии. Очень тяжелая, очень проникновенная и крайне непростая повесть. “Способный ученик” - это вторая часть “Четырех сезонов” под названием “Лето распада”. И это словосочетание, как и в случае с первой частью, полностью отражает суть повести. Но все-таки постараюсь рассказать обо всем по порядку.
Во-первых, я очень удивилась, когда увидела связь “Способного ученика” и “Риты Хейуорт и спасения из Шоушенка”. На всякий случай: главный герой первой повести - банкир по фамилии Дюфресн, которого посадили в 1948 г.
“Сейчас я живу на проценты с акций, <…> а акции купил после войны на чужое имя через банк в штате Мэн. Если тебе интересно, банкира, который все это устроил, через год посадили за убийство жены. <…> Банкира звали Дюфресн - я запомнил, потому что в ней есть нечто общее с моей фамилией.”Я не сомневалась в Кинге как в мастере мистификаций, но появление персонажа одной повести в другом произведении меня таки поразило.
Но самое главное - это сюжет. Я расскажу только то, что раскрывается еще на первых 30 страницах. Суть “Способного ученика” заключается в следующем: тринадцатилетний мальчик, образцовый американский подросток, который хорошо учится и замечательно себя ведет, внезапно начинает интересоваться историей фашизма, концлагерей и сопутствующей тематикой. Он обнаруживает, что в его небольшом городке живет бывший нацист, который в свое время был начальником концлагеря Патэн и ужасом всех заключенных. Действие происходит в 1974 году. Тем не менее, он сменил документы и все еще скрывает свою настоящую личность от властей. Мальчик, Тодд, заявляется к старику с угрозой обратиться в полицию, если мужчина не расскажет ему все подробности своих деяний в концлагере. При этом Тодд испытывает к этим рассказам совершенно нездоровый интерес. К чему приводит это общение в итоге, и рассказывается на протяжении остальных 180 страниц.
Если Энди Дюфресн стал для меня самым лучшим положительным персонажем, то вот Тодд - это однозначный антигерой. Я даже представить себе не могу настолько неприятного и отталкивающего человека.
Очень больно и грустно было читать о том, как живут его ничего не подозревающие родители.
“А уж их чудесному сыну, спешившему к старику на своем велике, точно ничего не страшно. Как же хорошо мы его воспитали, с гордостью подумала Моника, намазывая себе бутерброд. Можно только порадоваться!”.
“Дик проводил Тодда довольным взглядом. Таким сыном можно только гордиться! И тогда в его глазах промелькнуло вовсе не бешенство. Может, уязвленное самолюбие, но уж точно не ярость, как ему вдруг показалось. Своего сына он знает и отлично понимает - у того буквально все написано на лице. И между ними всегда было полное взаимопонимание.”Понятно, что на самом деле их сын - совершенно не тот человек, которым они его себе представляют. Но они даже предполагать не могут, насколько глубоки его психологические проблемы, и во что это выльется в конце концов.
Если вам нравится читать психологические триллеры, нравится разбираться в человеческой психике - почитайте “Четыре сезона”. О первых двух частях вы не пожалеете точно.
"Тело"
Третья повесть из сборника “Четыре сезона” неожиданно не произвела на меня практически никакого впечатления. Это не тот Кинг, ради которого я читаю его произведения - я бы сказала так.
Суть ее состоит в переломном моменте детства, когда подросток начинает расти, меняться, когда он, если говорить совсем уж пафосно, начинает путь к взрослому себе. Название третьей части сборника - “Осень невинности”, последние дни, когда можно беззаботно наслаждаться детством. Здесь этот процесс как раз и происходит с четырьмя подростками из Касл-Рока. Они узнают о смерти их ровесника, которого сбил поезд, и решают отправиться на поиски его тела. Но повесть не об этом.
Она о самих детях, об их развитии, становлении. Есть моменты, которые трогают за душу. Но их немного и они кажутся достаточно тусклыми по сравнению с тем, что происходило в первых двух повестях сборника. Поэтому и читала я ее достаточно медленно, не приходилось испытывать ощущения того, что “нырнула” в книгу и не могу выплыть, пока не дочитаю.
Первый момент - “рассказ в рассказе”. Главный герой - будущий писатель, от лица которого ведется повествование. И он приводит в этой повести свой первый рассказ, который считает хорошим. Во многом рассказ отражает проблемы его детства, его детские впечатления, и помогает лучше понять этого персонажа.
Второй момент - сон Гордона, главного героя, с участием всех троих его друзей. В нем используется очень простой символизм, понятно, как соотносятся судьбы этих мальчиков. Мне это показалось слишком простым для Кинга.
Специально почитала об этой повести - оказывается, она во многом автобиографична, и прототипом лучшего друга Гордона был друг детства самого Кинга. Возможно, этим вызвано то, что “Тело” как будто выбивается из всех произведений Кинга своей наивностью, простотой и открытостью.
В плане языка, речи персонажей, описаний ничего не поменялось - Кинг все так же хорош. Но вот то, что происходит с героями, и сами герои… Не знаю, как именно описать свои ощущения, но меня это просто не затронуло - показалось слишком обыденным и слишком простым. Особенно после “Способного ученика” и “Спасения из Шоушенка”.
"Метод дыхания"
“Метод дыхания”, четвертая повесть из книги “Четыре сезона”, вернула меня к жизни и к вере в людей. Название четвертой части, “Зимняя сказка”, оправдало себя - это действительно фантастическая, сказочная история вполне в духе Кинга.
В повести ведется рассказ о клубе, в котором собираются мужчины, рассказывают истории и просто приятно проводят время. А “Метод дыхания” - это одна из историй, которую рассказчик приводит полностью. Дальше рассказывать не буду, потому что секреты этой повести гораздо интереснее будет раскрывать самостоятельно.
Мне понравились персонажи. Причем, что удивительно, понравились тем, что не прописаны до мельчайших деталей, хотя обычно для меня это “знак качества”. Создается впечатление, что эта повесть - серия картин, небрежно написанных акварелью, легкими штрихами. Она оставляет после себя много поводов подумать, много недосказанности, много загадок - и именно этим она и хороша.
В речи персонажей мне не привиделось ничего особенного, но это тоже хорошо, потому что речь главного героя и его общение с другими персонажами позволяет спокойно плыть по течению повествования, не отвлекаясь на лишние “рюшки” в оформлении речи, не спотыкаясь о лишние обороты.
“Метод дыхания” - достаточно жутковатая и в то же время очень трогательная повесть. Она погружает в сказку, но эта сказка скорее не на Новый год, а на Хэллоуин. Несмотря на волшебство, в ней присутствует и идеально сбалансированная мистика, которую я так люблю у Кинга.
Подводя итог всему сборнику “Четыре сезона”, я бы сказала, что он очень разнообразный, и, я думаю, многие найдут в нем что-то свое. Если же вам нравится психологизм, драматичность, ужасающая реальность - добро пожаловать в клуб любителей “Четырех сезонов”!
766