Рецензия на книгу
Numero zero
Umberto Eco
Unikko24 марта 2016 г.Журналист Колонна, главный герой романа, сетует, что начитанный человек вынужден говорить цитатами. Я же не могу обойтись без сравнений. «Нулевой номер» Умберто Эко – это как повесть «Дядюшкин сон» Достоевского: забавное и «несложное» произведение, не считающееся «лучшим» в творчестве писателя. Но что-то в них есть... Что-то очень важное и личное.
Сказать «Италия – это судьба» - можно по-разному. Великие итальянские режиссеры снимали сатирические комедии, например, «Дамы и господа, спокойной ночи!», в которых зло высмеивали политические и общественные институты страны. Умберто Эко в качестве «объекта критики» выбрал журналистику. Наметил сюжет: некий итальянский олигарх, коммендаторе Вимеркате, набирает команду журналистов для издания мистической газеты «Завтра» («мистической», потому что выпускать газету не планируется, цель другая); сотрудники редакции в течение нескольких недель готовят проекты нулевых выпусков, пока один из журналистов не обнаруживает сенсацию... И попытался показать, что
...все врут. Ну, или врут всё. Правда, в современном мире это знают даже далекие от СМИ люди. Поэтому процесс «создания» и «подачи» новостей, прекрасно описанный в романе, вряд ли кого-то удивит, хотя упомянутое выше «знание», вероятно, станет более глубоким: читатель познакомится с методами, «как врут». Дезинформация, компромат, кричащие заголовки, метод «нужны трупы», мистификация, подача слухов и домыслов в виде фактов, соответствие ожиданиям публики и т.д. «Грязные» журналистские методы описаны в романе достаточно подробно (нет только «экономической составляющей», борьбы за AIR, но это связано с некоммерческим характером газеты).
Но одновременно «Нулевой номер» очень грустный роман, если рассматривать его как аллегорию беззащитности человека перед реальностью. Казалось бы, от иллюзий достоверности СМИ лучше всего защищены именно те, кто СМИ делает. Но на деле - всё иначе. Парадокс, но именно журналисты оказываются первыми жертвами своих детищ: именно они формируют общественное мнение и тут же сами начинают его придерживаться. Замените в предыдущем предложении слово «журналист» на «интеллектуал» – и станет понятна трагедия автора «Нулевого номера». А всё началось с «Заметок на полях «Имени розы», когда Эко попытался оправдать популярность своего романа, точнее, объяснить, почему популярность не равняется недоброкачественности. Но кто требовал объяснений?
18210