Рецензия на книгу
I Capture The Castle
Dodie Smith
Аноним18 марта 2016 г.It is a truth universally acknowledged...
Мне тошно. Ни платьев, ни надежд на будущее…
Живу среди развалин. И нечего ждать, кроме старости
Видит боженька, я очень стараюсь не судить людей и их образ жизни, но когда читаю подобные произведения, хочется взять лопату и молча всех поубивать.
Книга, ставшая уже классической, позиционируется как роман взросления. Она включена в школьную программу и входит в сотню самых любимых британцами произведений художественной литературы. Можно предположить, что она должна содержать некий образовательный элемент: позитивную мораль, пропаганду вечных ценностей и т.д. Что же оказывается на деле?Главные герои - нищая семья интеллигентов Мортмейн: папа, две дочери 17-ти и 20-ти лет, сын-школьник, мачеха и сын их покойной горничной Стивен. Они арендуют замок, но давно не платят по счетам, то есть, являются фактически сквотерами, захватчиками. Другое значение слова "capture" из названия книги - "запечатлевать" или "собирать информацию". И действительно, младшая дочь, Кассандра, мечтает стать писательницей и ведёт дневник наблюдений за повседневной жизнью обитателей замка, при этом сам дневник незаметно фиксирует её взросление. Доди Смит удалось мастерски передать неуловимые изменения, которые происходят с девочкой, когда она превращается в молодую женщину: чуть менее чем за год описание веселых проделок сменяется размышлениями о браке, а из тона повествования исчезает легкость и беззаботность. Этот роман напомнил мне Замок из стекла : действительно, для детей бедность и мало приспособленный для жизни замок без элементарных бытовых удобств - всего лишь весёлое приключение, но отсутствие денег рождает в повзрослевших девочках неудовлетворенность и омрачает их существование.
В общем-то, на этом плюсы книги для меня закончились и началось нескрываемое подражание Джейн Остин с сомнительной моралью. Содержание Гордости и предубеждения все помнят: в
Незерфилд-паркСкоутни-Холл приезжает из Америки богатый и холостоймистер БинглиСаймон Коттон и егодруг мистер Дарсимладший брат Нейл;БинглиСаймон влюбляется вДжейн БеннетРоуз, старшую сестру, амистер ДарсиНейл пытается образумить брата, указывая на корыстные побуждения девушки. Далее наблюдаются некоторые расхождения с классическим сюжетом, но все равно становится очевидно, что эта история плохо вписывается в современный антураж: если во времена Остин женщины находились в угнетенном положении и практически не имели приличных способов заработать на жизнь самостоятельно, то в 30-х годах XX-го века нежелание сестер Мортмейн пальцем о палец ударить и надежда устроить свою жизнь посредством удачного замужества выглядят глуповато.Персонажи - это просто паноптикум.
Отец живет по принципу "я не мудак, а творческий человек": в молодости он написал гениальный роман, но авторские отчисления давно закончились, а замашки непризнанного гения остались. Подняв на первую жену руку с ножом для торта, он ненадолго загремел в тюрьму, после чего впал в творческий кризис и в последующие годы не написал ни строчки. Искать работу он не хочет, зарабатывать деньги для семьи не хочет, а хочет
ничего не решать и платьезапереться в башне из слоновой кости и чтобы его не трогали. На собственных детей ему плевать, на домочадцев он либо орёт и бросается, либо игнорирует, зато с семьёй Коттон - сама любезность. Он чуть ли не вешается на миссис Коттон, каждый день ходит пожрать в Скоутни-Холл и регулярно ездит к ней в Лондон. Автор уверяет, что о физической измене речь не идёт, но так ли это важно с подобным поведением? А ещё мне кажется, что если бы в реальности дети вздумали запереть такого психопата в одиночестве для стимуляции вдохновения, добром бы это не кончилось.Мачеха Топаз - ещё молодая и эффектная женщина, которой нравится быть музой творческих людей. Пару раз в год она ездит в Лондон и работает натурщицей, но и дома любит ходить голой по окрестностям - "сливаться с природой". Она довольно милая, прекрасно относится к приемным дочерям и сама ведет хозяйство, но в её болезненной привязанности к Джеймсу Мортмейну есть оттенок мазохизма. Топаз не только тратит заработанные деньги на семью и перешивает для девочек свои платья, но и спонсирует мужа, который ценит её не выше мебели: кажется, найдись покупатель, он бы и её продал, как и всю обстановку замка.
И вот в этой атмосфере любви и взаимоуважения растут две девочки, две великовозрастные дылды, которые давно закончили школу, но в колледж идти не захотели, а вести хозяйство не умеют.
Например, я потерла грязные кусочки мяса мылом, а потом замучилась его смывать. Еще как-то оставила в цыпленке внутренности, которые следовало вынуть.Они как будто вовсе не думают о будущем, не высказывают никаких желаний относительно того, чем хотят заниматься, хотя рассчитывать на красоту и приданое им не приходится. Роуз берет на вооружение принцип Скарлетт "Я пройду через все, а когда это кончится, я никогда больше не буду голодать" и, вкусив богатой жизни, вцепляется в Саймона, как клещ. Кассандра пытается её стыдить, мол, без любви нехорошо, але яка розумная цьому альтернатива? Жизнь в нищете до конца своих дней в бесплодной надежде на литературный гений отца? Младшая сестра явно ещё не задумывалась об этом.
В домашних делах Мортмейны полагаются на Стивена и относятся к нему, как к прислуге, человеку низшего сословия, хотя Кассандра и сетует на свой снобизм. Стивен позволяет так с собой обращаться из привязанности к Касандре и благодарности за то, что для него сделала семья Мортмейн. А что они для него сделали на самом деле? Оставили мальчика при себе, когда умерла его мама, и отвели в холодном замке затхлую каморку с продавленной кроватью? Тоже мне, великие благодетели! Зато он устраивается на работу и помогает Мортмейнам не умереть с голоду.
О братьях Коттонах в романе говорится мало и невразумительно. Это смутные образы благородных и щедрых юношей в ореоле загадки и романтики, к которым обычно тянутся молодые девушки. Доподлинно известно только то, что один умный и с бородой, а другой ироничный и свысока относится к Англии. Саймон производит впечатление безвольного телёнка, которого кто потянет, за тем он и пойдет. Нейл более живой и себе на уме, но они так мало действуют на страницах книги, что старая ситуация не заиграла для меня новыми красками, осталась бледной калькой с великого произведения; поверить в чувства героев мне не удалось.
И какую мораль читателю предлагается извлечь из этого произведения? Что отец-тунеядец и покорная забитая мать - это крутая модель семьи? Или что надо верить женским романам и ждать, что тебя найдет заграничный принц и будет сражен твоей способностью читать Пруста в оригинале? Или что учиться и работать зазорно, потому что "мама, мы же эстеты"? Или что статус мужчины надо ценить заведомо выше хорошего к себе отношения? Или... что?
Читается быстро, как чужой дневник, и скучно местами так же. Рекомендовать не буду, потому что лопаты кончились.36518