Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним14 марта 2016 г.Ничто, нигде, никогда.
Пожалуй, следует предупредить сразу: не увлекайтесь этой рецензией, если книга вам понравилась.
Что я могу сказать. Первую половину книги я читала, читала, читала и читала бесконечно долго. Плевалась на описание "опаловых глаз" через страницу, жаловалась на плоскость, однобокость, какую-то недописанную недосказанность. Ко второй половине (когда у меня наконец освободился целый день, достаточно благоприятный для того, чтобы дочитывать книги), история, пожалуй, увлекла меня - ровно на столько, чтобы её закончить. Так что, в общем-то, нельзя сказать, чтобы время, потраченное на книгу, было потрачено зря. Но пожалуй, не будь она читана в рамках флешмоба, не была бы читана вовсе.
Всё это мы уже где-то видели, но лучше. Трущобы? Отлично описаны у Мьевиля, вот уж не сыпет метафорами, но описывает так, что тошно делается и каждый уголок и каждая стена представляются особенно ярко. Да. Книга ведь совсем не заставляет представлять, думать. Один мой товарищ на мои скромные возражения сказал: "а мне хватало собственного воображения". Но знаете, так бывает, что читаешь, вроде бы, простенький текст или напротив, предложение на целую страницу, но видишь каждую деталь. Или порой перечитываешь фразу, чтобы понять, что хотел сказать автор. А здесь... Не представлялось, не думалось. Дело во мне?
Итак, трущобы - у Мьевиля и иже с ним. Попавшие в другие миры? Да в той же Коралине героине сопереживаешь больше. Жертвы горя и лишений? Почему-то от первого описания щупленькой девчушки вспомнилась Лисбет Саландер, и уж она с её способностью выражать эмоции выглядела куда более искренне, чем эта сцена плача в старом доме Портико. Что с этой историей не так? Почему по окончании хочется только... Пожать плечами? Описание влечение героя к нескольким героиням книги недосказанно, недоделано, опаловые глаза восхищения не вызвали. Шутка, игра с названиями и именами, попытка перевернуть с ног на голову говорящие имена лондонских улиц, станций и музеев? Улыбка, не более того. Описание Леди Двери, храброй девчонки... Получилась какая-то унылая плакса. Злодеи не страшные, а герои не геройские. Вот Джессика, да, Джессика была персонажем особенной яркости. И то, на последних страницах от её огня остался только слабый дымок. Главный герой? Да не жалко его, не чувствуешь его вовсе. Воин? Да какой он Воин? Ему приснился сон, а потому он одним ударом убил Зверя. А главное, зачем? Что дальше, Ричард? Ведь для него и Нижний мир не родной, и в родной Верхний ему второй раз не вернуться. Никто ему теперь ничего не должен. Помрёт в первой же канаве или снова будет разыскивать всё ту же Дверь, чтобы жить с ней долго и счастливо? Не-ве-рю!465