Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отверженные

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним7 марта 2016 г.

    Представьте себе такую странную картину...Едете вы в метро. Напротив вас- взрослый парень года этак двадцати одного, в рокерской куртке- косухе. Едет себе, никого и ничего не замечает, с самым безразличным видом пофигиста, читает какую-то книгу...И тут вдруг без всякой видимой причины закрывает лицо руками и плачет, как ребенок...Вы смотрите на него в замешательстве. А потом ваш взгляд падает на обложку книги, которую он держит в руках. А, "Отверженные"...все понятно. А он поднимается и выходит, навесив на глаза длинный хайр...явно не потому, что поезд приехал на нужную ему станцию...
    Хочешь быть циничным, хочешь быть холодным, хочешь быть мизантропом, а душа всё равно живая.
    У людей, помешанных на литературе странно устроена психика. Иногда персонаж, который вроде бы как бы ничто- призрак и плод чьей-то фантазии- становится для тебя самым что ни на есть живым человеком, а на реальных, живых людей никаких эмоций не остается...Настоящие трагедии живых людей (если это не те немногие, что мне дороги), меня чаще всего оставляют безразличным, а вот книжные трагедии очень часто оставляют ощущение потери близкого друга. (самыми запоминающимися примерами этого стали для меня Жан Вальжан, и ещё Артур-Овод).
    "Отверженные"- великий и гениальный роман великого автора. Он затрагивает огромный спектр социальных и личных проблем человека, к тому же- на великолепном историческом фоне- фоне революции, гармонично сплетённом с сюжетом, с личными проблемами героев. К тому же, эта книга с отличной приключенческой составляющей- побегами, погонями, скитаниями...
    Нищета, безысходность, которые заставляют людей, добрых изначально и чистых, идти на нравственное падение и даже преступления. Недоверие общества к человеку, оступившемуся однажды. Груз прошлого, которое не отпускает, сколько бы не прошло времени - вот, на мой взгляд, главные темы романа.
    Здесь же и тема тяжелого детства, ребёнка на которого свалились совсем не детские заботы ( на примере Козетты и Гавроша), и тема человека, в котором нет ничего человеческого (Жавер).
    Стоит ли говорить, что я возненавидел Жавера? ( правда, у тех, с кем обсуждал, встречал такое мнение, что Жавера тоже жалко). Конечно , в этом человеке, даже в нём в итоге проснулось живое и человеческое. И вступило в противоречие с Долгом и Законом, которые были прежде незыблемой основой жизни героя. Но ни это, ни поступок Жавера ни смягчил моего к нему отношения. В жизни есть такие люди, как он, и люди эти отравляют жизнь прочим людям. В общем, он негодяй. Другие мерзости этой книги- это семейка Тенардье. ( тоже вполне реальны. У меня, к слову, соседи вот такие).
    Безумно жаль Фантину. Когда она продала свои волосы- это ещё не так страшно, точнее вообще не страшно. Но вот когда она продала зубы...Это уже жутко...
    Конечно, жаль и Гавроша- так бессмысленно и нелепо оборвавшаяся юная жизнь весёлого, милого мальчишки.
    Вначале очень сочувствовал и Козетте- но в конце- уже нет, собственно, у неё всё стало очень и очень хорошо, а отца она бросила и позабыла, а опомнилась- слишком поздно.
    Но стоит ли говорить, что все же эта история для меня в первую очередь- история Жана Вальжана. Человек исключительной силы, доброты, самоотверженности. Что оступился он однажды- по молодости, от безысходности, и всю жизнь пытался вернуть доверие к себе, делал столько добра, что , казалось бы, в десятки раз перекрыл то не такое уж страшное зло, что совершил в прошлом. Но мир все не прощал и не прощал его...
    А чтобы его простили- оказалось нужно всего-то ничего- умереть. Как это жизненно в конце концов...Жан Вальжан физически умирает, но морально одерживает победу над всем. Он оставил счастливыми всех, кого любил и оставил о себе добрую память...Неужели это возможно только такой ценой?

    8
    155