Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Выдумки чистой воды. Том 1

Автор неизвестен

  • Аватар пользователя
    aldanare11 июня 2010 г.

    По большому счету, у этого сборника нет никакой ценности, кроме сугубо артефактной: все лучшие рассказы из него можно найти в других вариантах публикаций, в том числе в сольных сборниках авторов. Считать это «срезом» отечественной фантастики конца 80-х вряд ли возможно, да и, положа руку на сердце, нисколько этой самой фантастике не льстит.

    Если и есть у текстов «Выдумок...» что-то общее, то это, пожалуй, безудержность фантазии авторов в выдумывании любопытного антуража, «заваливании» пространства текста вещами и деталями. К сожалению, часто это делается в ущерб идее, которую поди еще разбери под всей этой выставкой достижений.

    Вот, скажем, рассказ Александра Бачило «Помочь можно живым»: с любовью выстроенный постапокалиптический мир, симпатичный главный герой — и потрясающая в своей оригинальности идея «война — это плохо, особенно ядерная». Или рассказ Елены Грушко, давший название сборнику: сюрреалистическая мешанина разнородных деталей, с прозрачными аллюзиями на нашу реальность начала 90-х, каковыми аллюзиями смысл и исчерпывается. Или «Побег» Виталия Забирко: опять затейливый мир «планеты-концлагеря», медузообразные инопланетяне, питающиеся человеческими эмоциями, напряженный сюжет — но он уходит в пустоту, ни одной загадки мироустройства в рассказе не разгадано.

    Лучшие тексты сборника — те, которые используют антураж для раскрытия идеи. Это, в первую очередь, «Сага воды и огня» Льва Вершинина — о том, чего на самом деле стоили «арийские ценности» фашистов и как бы к ним отнеслись настоящие викинги, случись им попасть во времена Второй мировой. Это «Вторжение» и «Остановка в пути» Леонида Кудрявцева: первое — сюрреалистическая притча, материализующая метафору «с войны никто не возвращается», второе — история одного неудачного эксперимента, превратившего мир в страшный сон Сальвадора Дали, немного напомнившая мне «У меня нет рта, но я должен кричать» Харлана Эллисона. Это рассказы Евгения Дрозда «Тень над городом» и «В раю мы жили на суше»: небольшие, изящные и прозрачные истории в духе старых мастеров НФ, дающие немалую пищу для ума. И еще, пожалуй, занятные сказки-притчи Сергея Булыги, напоминающие «Тысяча и одну ночь» и кучу других легенд, европейских и не только.

    И самая большая ложка дегтя в сборнике — стихи Елены Крюковой, перемежающие рассказы прочих авторов. Стихи эти — графомань чистой воды, попавшая в книгу, видимо, только потому, что написана в фантастическом антураже...

    4
    82