Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Algebraist

Iain M. Banks

  • Аватар пользователя
    tatalexaros4 марта 2016 г.

    Признаюсь, понятия не имела, чего ожидать от космической оперы, и никаких особых надежд не возлагала. Решила просто посмотреть на Бэнкса в другой его ипостаси. Хорош, чертяка! Очень хорош! Масштабно, серьезно, увлекательно! Он создал новую необъятную вселенную, заполнил ее пригодными для жизни газовыми гигантами и населил невероятными высокоразвитыми существами. Как истинный создатель, дал имена и названия всему этому безобразию. И увидел, что это хорошо…

    Теперь можно расслабиться и дергать за ниточки: можно заставлять героев совершать дурацкие поступки, можно превращать их в пушечное мясо, можно щелчком пальцев отнимать у них жизни, можно отправлять их на бессмысленные квесты и вообще всячески изгаляться над их инопланетными телами и внеземной психикой, чтобы читатель не заскучал. А скучать, и правда, не приходится. Неокрепшему и нетренированному (т.е. еще не подсевшему на фантастику) уму первое время полагается попотеть, в попытках обработать входные данные. Но как только в голове уложатся имена, социальные роли и связи основных персонажей, можно считать – процесс пошел! Ты начинаешь с неистовством следить за каждым шагом этих странных плодов фантазии автора. И когда Бэнкс вдруг на самом интересном месте переключается на другого героя, оставляя тебя в неведении на ближайшие страниц сто, все твое существо лютует и ты, уподобляясь Люсиферусу, обдумываешь как бы поизощрённее наказать автора. Однако уже в следующую минуту тебя цепляет другая сюжетная линия, и ты с не меньшей увлеченностью начинаешь наблюдать ее опять же до очередного пика и очередной бури негодования. Вот такие качели!

    Дальше...

    Пытаться вкратце описать сюжет – дело неблагодарное. Опус недаром назван космической оперой. Поэтому куда же без кровожадного злодея, секретных агентов, воинствующих диссидентов, себе-на-уме политиков, старых друзей, безжалостной войны и путешествий длиною в тысячи световых лет. А вся история, так или иначе, завязана на заветном насельническом списке, во времена оно составленном некими насельниками – старейшей и, предположительно, наимудрейшей цивилизацией галактики. Насельники живут обособлено и не любят вмешательства извне. При этом позволяют определенной группе представителей других цивилизаций, так называемым наблюдателям (к коим и принадлежит главный герой – Фассин Таак), изучать их быт и социальное устройство. Таким образом, благодаря знаниям и возможности вступать в близкие контакты с этим, мягко выражаясь, странным народом, Фассин, к счастью или к сожалению, становится ключевой фигурой сей эпической заварушки.

    Поразительно, но Бэнкс, не просто придумал новый мир, он наделил этот мир своей историей, своими взлетами и падениями, своими историческими эпохами, на которые сам же ссылается, как будто, между прочим. У него получилось сделать это органично и ненавязчиво. Без лишних деталей, но и не поверхностно. Он не давит тебя тоннами непонятных терминов и технологических новшеств, равно как и не раскрывает всю подноготную персонажей сразу одномоментно. Все преподносится дозировано и своевременно, позволяя ощущать себя в этом чтении комфортно и не чертить судорожными движениями руки генеалогические древа и схемы взаимозависимости всех, кто встречается в книге.

    Единственное, что вызывает у меня легкое непонимание, так это развязка некоторых сюжетных линий. Ощущение, как будто от фильма, где герой полтора часа совершал ратные подвиги, сокрушая полчища недругов, а на последней минуте вдруг оступился, упал, ударился головой, умер… И ты вот такая сидишь и думаешь: а на фига было раздувать все до таких масштабов, чтобы окончить пшиком? Хотя, с другой стороны, может, в этом как раз и кроется вселенский стеб Бэнкса над заслуживающими того персонажами? (Но это я не о ГГ и это вообще не спойлер, и не развитие событий, а просто ощущения). Как бы то ни было, это невероятный роман. Так много хочется о нем сказать, и так мало находится подходящих слов и сравнений. Здесь Бэнкс по-настоящему крут! Теперь не страшно и за «Культуру» браться.

    4
    223