Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Саломея

Оскар Уайльд

  • Аватар пользователя
    Аноним29 февраля 2016 г.

    Когда я слышу имя Оскара Уайльда, то первым делом вспоминаю об эпатажности знаменитого писателя. Ещё со школы мне запомнилась история о том, что автор «Дориана Грея» предпочитал носить в петлице костюма подсолнух, со временем сменившийся зеленной гвоздикой. Так вот если говорить о «Саломее», то пьеса целиком и полностью соответствует своему автору, представляя собой тонкую смесь изящества и безумия.

    Возвращаясь к истории пьесы, стоит упомянуть, что написана она была в 1891 году для Сары Бернар, в исполнении которой Уайльд видел свою главную героиню – иудейскую царевну Саломею (сама пьеса, как вы уже догадались, является трактовкой библейского мифа об отсечении головы Иоанна Крестителя). Но увидеть свет творению Уайльда не удалось. Официально постановка была запрещена по причине «недопущения сценической трактовки библейских сюжетов», не официально – осуждалась за безнравственность, которая в конце 19 века считалась весьма серьёзным преступлением.

    Говоря о безнравственности, беспочвенными обвинения не были: в пьесе есть и кровосмесительный брак, и нездоровое влечение царевны к пророку, и намеки на некрофилию – словом, полный набор, который и в наше-то время воспринимается в лучшем случае как немного странный. Но нестандартная трактовка сюжета и чудаковатые диалоги полностью перекрываются атмосферой пьесы.

    Если вы знакомы со сценической трактовкой понятия «фантасмагория» (я имею ввиду театральные постановки с использованием фонаря, с помощью которого зрителю демонстрировались пугающие теневые образы: привидения, чудовища и т.д.), то уже можете оценить впечатление, которое производит своей образностью «Саломея». В этой пьесе есть что-то завораживающее и пугающее одновременно, какое-то диковинное сочетание таинственности, мрачности и величественности, которое гипнотизирует читателя. И за эту атмосферу «Саломею» нельзя не любить.

    Впрочем, на меня атмосфера подействовала во многом благодаря прекрасной постановке пьесы в исполнении театра «Радио России». А роли, исполненные такими талантами, как Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Ольга Левитина и другие, запомнились мне надолго.

    Итог: Читать «Саломею» – это как смотреть романтическую мелодраму, снятую признанным режиссёром жанра хоррор: странно, но интересно. Так что рекомендую познакомиться с произведением, хотя бы ради новых впечатлений.

    9
    230