Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мужики. В двух томах

Владислав Реймонт

  • Аватар пользователя
    eileena29 февраля 2016 г.

    Все вышло из земли и в землю ляжет

    И сотворил Всевышний землю, и небо, и все живое, а в последний день сотворил человека по подобию своему, чтобы возделывал он и охранял сад Эденский. Но, совершив грехопадение, Адам утратил рай и был обречен в поте лица трудиться и выращивать хлеб на проклятой из-за него земле до самой смерти. Ибо прах ты, и к праху возвратишься. И так и повелось, что человек и земля стали одним целым и друг без друга существовать не могут. Вся жизнь человека подчинена законам природы, которые невозможно изменить. Каждое время года приносит свои хлопоты и заботы, а мужик лишь следует природному циклу и работает, работает, работает, ни выспаться, ни передохнуть, и нет у него ничего более святого, чем родная мать-земля.

    Деревня Липцы – маленький, закрытый от посторонних глаз микрокосм, один из тысяч, со своим особенным характером. Она, как живой организм, спит и дышит, горюет и веселится. Когда внешние обстоятельства или дефектный элемент, случайно возникший внутри устоявшейся системы, пытаются нарушить заведенный уклад, она сопротивляется изо всех сил, даже ценой человеческой жизни.

    Ягна как раз такой дефектный элемент. С одной стороны, она вроде бы участвует в жизни деревни, но с другой стороны, все это, такое приземленное, ей совершенно неинтересно. Она сама по себе, черпает силу не в земле, как Ганка и другие, а в любви, которой она отдается безоговорочно и беззаветно, не важно, что или кто стоит на пути: ее чувства глубоки и кристально чисты, ее звездная душа необъятна и бессмертна. Она не считает себя виноватой ни в чем, обвиняя во всем мужиков, принуждавших ее к близости, как никто не виноват в том, что его сердце способно любить. Она не понимает, что вызывает в мужчинах непреодолимую, как гроза, сказочного масштаба страсть, которая в итоге оборачивается против нее и сжигает бедную Ягусю дотла.

    Деревню раздирают склоки и тяжбы, борьба за каждый клочок земли – дети вырастают, места не хватает, но и уйти от родной земли сил нет. Так и варятся все липецкие в одном большом котле, как в настоящем аду. Однако Липцам приходится противостоять и внешним обстоятельствам. Если в рамках внутреннего конфликта перед каждым из жителей встает моральный выбор, то внешний мир покушается на право деревни жить так, как жили их деды и прадеды. Мужики оказываются в противоречивой ситуации: они считают себя хозяевами земли, однако для чиновников и помещиков они всего лишь батраки, с мнением которых считаться нет необходимости. Да и нет у них никакого мнения, как нет ни лидера, ни нужных знаний. Что они знают, кроме своего единственного предназначения – возделывания земли? Только из-за земли смогли мужики однажды объединиться в едином порыве, но и тут внешний мир оказался, естественно, сильнее: массовый арест повредил и им, и их бабам, и их земле.

    Внутренний конфликт требовал, чтобы каждый из жителей отделил себя от толпы и самостоятельно осознал, где добро, а где зло. Внешний конфликт требовал, чтобы вся деревня сплотилась и встала на защиту своих устоев. Трагедия заключается в том, что в обоих случаях Лицпы, сделав все наоборот, потерпели разгромное поражение и теперь, пожалуй, обречены.

    От ужасающей нищеты, от отношений отцов и детей сердце щемит больше всего. Удивительно парадоксально, что человек не может выжить один, но при этом безгранично одинок. Он умирает в одиночестве и в одиночестве пытается справиться с напастями и невзгодами, тем временем рассеивая себя без остатка. Вся жизнь этих бедняков – юдоль страданий. Они с тоской глядят на улетающих на юг птиц, мечтая о свободе, но покоряются судьбе и хотят, как Агата, в смерти обрести покой и умереть достойно. А все остальное – сплошной мрак, тлен и пузыри на воде.

    Это роман, не побоюсь этого слова, эпический: столько любовно выписанных характеров, знакомых ситуаций, важных посылов. Изящное повествование одинаково поэтично описывает и страшную нищету, и навозные кучи, и цветущие поля. Неразрывная связь человека и природы подчеркивается всеми способами: природа часто наделяется человеческими качествами, а человек наоборот «оприродовечивается», и от этого становится немного жутко – как будто заглядываешь внутрь себя и видишь, какие страшные, разрушительные природные силы таятся где-то в глубине, управляя чувствами и поступками.

    6
    82