Рецензия на книгу
Wool
Hugh Howey
Аноним29 февраля 2016 г.Постапокалипсис в бункере
Книга явно написана с зачином на продолжение, но как я поняла – продолжение автором даже не было написано. Все упоминаемые на Лайвлибе книги – это главы самого Бункера. Просто Хауи сначала написал красивую любовную историю в апокалипсическом антураже и уже из нее раскрутил свой первый роман. Надеюсь, что продолжение все-таки последует, так как книга написана хорошо и интересно.
Основное действие романа происходит в бункере – подземном жилище, где присутствует социальное разделение по этажам. В самом верху живут мэр и главный шериф, на дне обитают механики и шахтеры. В бункере 130 этажей и транспортной артерией все это соединяет винтовая лестница. Подняться или опуститься по лестнице на 30-40, а то и 100 этажей – это настоящее путешествие, на которое тратятся отпускные карточки и обычно не совершается без особых, важных причин.
Роман начинается с очистки главного шерифа. Очистка – это наказание, которому подвергаются раз в несколько лет за серьезное нарушение правил. Это процедура выхода из бункера в ядовитую атмосферу и очистка от пыли и токсинов внешних камер, через которые все жители бункера только и могут видеть погибшую поверхность.
Главный шериф не нарушил никаких правил – он просто сошел с ума после смерти жены, которая несколько лет назад вызвалась на добровольную очистку, думая, что от них скрывают правду и вне бункера можно жить. И вот он снаружи и о боже – он видит зелень и птичек и осознает, что жена была права и их обманывали и сейчас он с ней встретиться и все будет хорошо.
К сожалению, реальность оказывается намного хуже и иллюзия – это не вид из бункера, а вид в щитке его костюма. Он умирает, осознавая, что его обманули и нет зелени и птичек, а только мертвое тело его жены и других чистильщиков.
Потом лирика заканчивается и начинается сама книга, когда мэру нужно выбрать нового шерифа и в ее выбор вмешиваются айтишники во главе с их начальником Бернаром. Постепенно сюжет раскручивается и ты вместе с героями книги начинаешь понимать причины и следствия. Участвуешь в неудачном восстании механиков, проникаешь в самое сердце Ай-ти и вместе с главной героиней (новым шерифом, Джульеттой) исследуешь мир вне Бункера.
Немного раздражает это мельтешение героев. Сначала ты в шкуре шерифа, сходящего с ума после смерти любимый жены. Он умирает. Потом ты в шкуре мэра, которая ищет себе нового шерифа и она умирает и, в конце концов, ты влезаешь в шкуру Джульетты, которая тоже пытается умереть в романе несколько раз. И ты вроде понимаешь – ну не будет же автор убивать такого хорошего героя, как Джульетта, а потом вспоминаешь – что он убил до этого двоих и становится страшновато читать…
Автор рассматривает в книге несколько аспектов. Основной конечно же про смерть мира за границами бункера. Постепенно ты узнаешь, что бункеров ограниченное кол-во и построили их те, кто и начал смертоубийственную войну? Катастрофу? Всей информацией владеют только начальник ай-ти отделов – а это всего-лишь два человека на каждый бункер. Настоящий заговор. И возникает вопрос о том – может ли горстка людей решать за остальных – жить им или умереть?
А еще меня поразила мысль. Ведь тот, кто все это проделал – он же уже давно умер! Зачем кому-то делать такие ужасные вещи, если ты даже не сможешь пользоваться результатами, потому что когда-нибудь тебя не станет? Это вопрос и к производству ценностей – откуда эта потребность людей творить и создавать для следующих поколений, когда ты даже не можешь узнать – во вред это будет использоваться или во благо?
Второй вопрос – который поднимает автор – может ли кучка людей ограничивать свободу других? В ай-ти отделе со страниц инструкций мы видим, что свобода равна смерти всех. То есть, открытие правды о том, что из бункера можно выходить (конечно, используя защиту) – приведет только к бойне и уничтожению всей жизни.
Для меня свобода равна анархии – когда в компании нет более-менее четко прописанных должностных инструкций и каждый делает все, то вскоре наступает анархия и это плохо отразится на показателях. Недавно была на лекции в историческом музее – там приводился пример войны 1912-1914 годов, когда в армии начались массовые дезертирства, когда появилась возможность не слушаться офицеров. То есть, ограничение свободы законами и правилами предотвращает анархию.
Мир Бункера интересный, физически логичный. Но по социологии и психологии мира у меня масса вопросов. Это социальное разграничение по этажам кажется мне слегка наивным. А также я не могу поверить, что не осталось никаких историй и сказаний, связанных с прошлой катастрофой, которая по задумке автора произошла всего-лишь 200 лет назад.
Книга кинематографична – за приключениями Джульетты следишь затаив дыхание. Сама героиня грешит отсутствием недостатков, а книга отсутствием секса. Все взаимоотношения между мужчинами и женщинами ограничиваются прикосновениям и невинным поцелуям в щечку. Хотя, как мне кажется, в таком мире должно быть больше секса и сексуального насилия. Джульетта попадает в бункер, где остался в живых один мужчина и он даже не пытается с ней заигрывать. С таким же успехом в живых могла остаться и женщина…5118