Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мужики. В двух томах

Владислав Реймонт

  • Аватар пользователя
    Romawka2028 февраля 2016 г.

    — И отчего это лучше всего растет то, чего люди не сеют и чего им не надо?
    — Как и всякий грех! Греха тоже никто не сеет, а на свете его не оберешься.

    В 1924 года Владислав Реймонт получил Нобелевскую премию за этот роман, как за "выдающийся национальный эпос". Сложно не согласиться с такой наградой, ведь ему удалось создать целое полотно о сельской жизни Польши. Автор уделил большое внимание традициям и ежедневному быту людей того времени, что несёт в себе огромный пласт информации для историков, культурологов и просто интересующихся тем отрезком времени. Наверняка тоже самое происходило и в селениях по всей России. В самом то деле какая разница: Польша, Россия, Украина или Белоруссия? Это сейчас ругань на фоне политики и отторжение друг друга, а культура и менталитет у нас близкий и очень схожий. Не стоит спорить с тем, что все мы потомки крестьян, точно таких же, как герои данного романа. И несмотря на то, что я городской житель, не могу долго находиться за городом, вдали от цивилизации, хотя в детстве всё лето проводила в деревне, помню и знаю, как сажать, полоть, поливать, собирать урожай, жизнь, описанная в произведении, кажется мне родной и знакомой.

    "Мужики" состоят из 4-х частей, имеющих названия времён года, а именно: осень, зима, весна и лето. И в каждой из них можно найти что-то своё, разные виды работ присуще определенному времени года. Мне всегда было интересно, а чем занимались люди в деревнях зимой? Носочки вязали, вышивали и что-то чинили в доме? Оказывается, работы было ничуть не меньше и сидеть без дела не приходилось. При чтении возникает вопрос: а отдыхали ли селяне или круглый год трудились в поте лица? Ответ здесь однозначный - отдыхали и ещё как. Церковные праздники, свадьбы, дни рождения, ярмарки - вот поводы, ради которых герои позволяли себе не выходить в поле или закончив быстренько всю работу, посидеть за бутылочкой чего-нибудь крепкого. Ведь люди не роботы и расслабляться физически необходимо.

    Герои романа самые обычные люди. Как и везде, есть богатые и бедные, добрые и злые. Время идёт, а люди совсем не меняются. Вечное противостояние отцов и детей из-за различия взглядов и недопонимания. И если бы только оно. Меня в дрожь бросает от того, как Ягустинку выгнали из дома и она ютится у чужих людей или от того, что Агата ходит побирается, а потом все деньги отдаёт родным, которым нафиг не нужна. Брат с сестрой готовы поубивать друг друга из-за куска морга (земли), что в настоящее время особо показательно, когда делят наследство. Бедные приёмные дети часто умирают, а на деньги для похорон приёмная мамаша пьёт. Сейчас происходит тоже самое: рожают второго, третьего ради денег, а на детей наплевать. Жестоко? Да. Бессердечно? Да. Зато как реально. И от этой реальности, открывающей глаза, становится страшно. Страшно, что прогресса нет. Есть технический, научный, а вот чисто человеческий стоит на месте, как и 1000 лет тому назад.

    В сюжете показан целый ряд образов, которых невозможно назвать картонными или однотипными. Здесь и первый хозяин на деревне, и сын его, при живой жене, заведший любовницу, и женщина- сплетница со злым, ядовитым языком, и капризная, но веселая девчонка, и старик, всеми силами помогающий людям, и ищущие выгоду и халяву, и работяги и даже пёсик, о котором автор пишет с любовью. Перечислять можно ещё очень долго и на самом деле сложно выделить одного главного героя. На протяжении всей книги повествование переходит с одного на другого, то плавно, а то резко и неожиданно. Что примечательно, Реймонт не идеализирует и не чернит своих персонажей, нет полностью положительных или отрицательных образов. Все имеют и те и другие черты. Даже та же Ягуся с одной стороны добрая к нищим, и в то же время я не верю, что она не осознавала своих поступков. Все женщины в курсе, что спать с чужими мужьями - не есть хорошо. Однако же измены происходят, но большинство отдают отчёт в этом, а не строят из себя бедную овечку. А делать вид, что якобы не понимаешь за что тебя осуждают... Не знаю, не похожа она на отсталую или полную дурочку. Так и финал оказался довольно предсказуем. Нервы у людей не железные и если долго терпеть, то рано или поздно, они не выдержат.

    Мать-земля - неодушевленный предмет, а здесь она оживает и становится чуть ли не главным героем. Нет, никакой фантастики, просто земля кормит,без хотя бы малюсенького клочка земли ты никто. И все борются за какие-нибудь пару моргов любыми методами: кто обманом и предательством, а кто и свадьбой по расчёту. Также одной из важнейших частей романа является природа. Реймонт умеет играть словами, описывая её. Читаешь и душа радуется. Как прекрасная мелодия, так и поля, леса, птицы - всё живое наполняется яркими красками. При том, что я не очень то люблю длинные описания, не возникало желания перелистать страницы и читать дальше. Вообще стиль написания очень изящный. Вот, полюбуйтесь.


    Тише стало в деревне, смолкал говор, пустели дворы, люди расходились по домам. Кончался праздник, дни сладкого отдыха. Будни стояли у порога, скалили в темноте острые зубы, и не одно сердце снова щемил страх и осаждали заботы.

    Не обошлось и без шуток:


    — Старуха, должно быть?
    — Конечно, не молодая, но ничего еще, — вот только лысовата малость да косолапа, глаза, как сверло, а лицом гладкая, как каравай, который мыши недельки две обгрызали. Славная баба

    Почему же, несмотря на столько перечисленных плюсов, оценку я поставила не наивысшую? Мои впечатления субъективны и не стоит доверять им и откладывать книгу. Мне "Мужики" показались слишком затянутыми и не увлекли при чтении. Я конечно понимаю, что и сюжет вовсе не подразумевает под собой динамику. Повествование идёт плавно, неторопливо и не за что ухватиться, чтоб хотелось читать непрерывно. За год в жизни народа по тем временам изменилось многое: кто-то родил, кто-то женился, кто-то умер, в тюрьме посидели, а по нынешним временам этого ничтожно мало. Жизнь кипит, время бежит быстрее, то взлёты, то падения и не хватило той небольшой изюминки, за которую зацепился бы глаз. И тем не менее, книга неплохая и стоит того, чтобы её читали.

    29
    408