Рецензия на книгу
Зонт святого Петра
Кальман Миксат
EgorMikhaylov28 февраля 2016 г.Много мудростей скрыто в этой незаслуженно малоизвестной книжке, но главная запрятана в самой середине.
«Муж-подбашмачник способен на все: застегиваться, расстегиваться, не пить, не есть; но не произнести застрявшего в горле тоста — такая покорность неведома в Венгрии».
«Зонт святого Петра» по жанру больше всего похож на такой тост. Кальман Миксат начинает рассказ неспешно, издалека; продолжает тоже не торопясь — будто говорит и медленно поводит правой рукой с бокалом, чтобы вино воздухом надышалось. Умирает вдова учителя, остаются у неё малютка дочь да взрослый сын в далёкой Словакии, которому придётся сестрёнку взять под крыло. «Далёкая Словакия», кстати, это не так далеко — при жизни Миксата она входила в состав Венгрии.
Долго ли, коротко ли, приезжает незадачливый молодой священник на телеге, запряжённой парой коров, в горную деревушку. Тут-то его и спасёт от бедности (а его сестру от дождя) старый красный с заплатами зонт, оставленный личностью, с евреем схожей. В личности местные жители без труда и опознали святого Петра.
Миксат не тянет историю, а сплетает, ловко завладевая вниманием читателя, из разных ниточек. Времена сменяют друг друга, из деревушки мы переносимся в непроизносимый город Беетерцебан, оттуда — на бабасекскую ярмарку (чуть было не написал «сорочинскую», и на то есть свои причины) история летит по земле-матушке, где со времен Моисея и Иисуса прямо-таки нет конца чудесам. Но на то и нужно мастерство рассказчика, чтобы мы знали: все нити сойдутся в один ловкий узор, то, чему суждено случиться, случится, все, кому предначертано встретиться, встретятся.
Чем всё закончится, известно, но дело не в том, а в той особенной беспечной усмешке, с какой умеют рассказывать только венгры. Ведь и тосты мы любим не за неожиданные повороты сюжета и душераздирающие открытия, а за то, что они напоминают нам: жизнь стоит того, чтобы, замерев на минуту, насладиться её славным течением и выпить по этому поводу доброго вина.
683