Рецензия на книгу
Разрисованная вуаль. Рассказы
Сомерсет Моэм
Аноним26 февраля 2016 г.Я думала, что Сомерсет Моэм не любит женщин. Не помню, с чего я так решила. Поэтому от "Разрисованной вуали" меньше всего ждала глубокого психологизма, готовилась к романтической истории в экзотических декорациях, словесной копии фильма с Эдвардом Нортоном, где будет про измену никчемной жены, а потом исправление и прощение, и несчастливый слезоточивый конец.
Но все вышло совсем не так. Это история о взрослении, о феминизме, о поиске себя, о встрече с другими людьми и культурами, о диалоге, и как ни странно (хотя очень даже логично), о колонизации. И, господи прости, немного о детской психологии.
Китти, образцово обыкновенная, но симпатичная и обаятельная англичанка, поспешно выходит замуж по расчету за добропорядочного Уолтера, который всем хорош: и красив, и умен, и нежен, но скучен для нее невероятно. Они совсем разные люди, говорить им не о чем. Но Китти без любви жить не может, поэтому чуть не осталась в девках, ожидая Того-Самого-на-Белом-Коне. И когда он с ней случился, взрослый, страстный, обаятельный, успешный, похожий на нее в своих увлечениях, она не раздумывая нырнула в отношения, с надеждой на счастливый конец. Она разведется с мужем, он - с женой, они поженятся и будут жить долго и счастливо. Она мечтала, что он возьмет на себя ответственность за ее жизнь, уладит все невзгоды, будет к ней внимателен и нежен, будет ценить ее больше жизни и обеспечивать ей эту самую счастливую жизнь. Чарли - источник ее счастья. Мне кажется, вполне типичная история большинства женщин, которые думают, что с мужчиной их жизнь наладится. И они больше не будут чувствовать себя одинокими и несчастными.
Уолтер узнает об измене. И дальше начинается самое интересное - настоящая жизнь. Чарли не оправдал ожиданий Китти, доспехи его поблекли, и из прекрасного принца он превратился в редкое ничтожество. Китти не оправдала ожиданий Уолтера, и из обожаемой богини превратилась в куклу, набитую опилками. Разочарованные и разбитые, супруги отправляются в город, где царит эпидемия холеры. Он - с тайной надеждой, что она погибнет, она - с неотчетливым желанием самоубийства. И в этих чудовищных обстоятельствах чувствительная и гибкая Китти начинает понимать себя, присматриваться к Уолтеру, и впервые в жизни видит в другом человеке - Другого, а не только источник удовлетворения своих потребностей. Они видит свою ограниченность и ограниченность Уолтера, перестает демонизировать и бояться его, и может ему сочувствовать, не принося себя в жертву и не уничтожая виной. Но при этом она понимает, что любви к нему - как к мужчине, у нее нет и не будет. Физиология есть физиология. И эта перемена в ней поразительна. Она становится взрослым человеком, который сам отвечает за свою жизнь и имеет мужество быть честным перед собой. Уолтер же, напротив, убийственно разочарован в самом себе. Он не может простить себе ошибку, ему невероятно тяжело вынести, что он был глуп и самонадеян, когда выбрал Китти в жены. Собственное несовершенство не дает ему жить дальше. В буквальном смысле.
На этом заканчивается фильм. Перерожденная Китти больше не совершает ошибок и отказывает во встрече Чарли. И это еще одна ловушка, стереотип: как будто, если ты взрослый, ты будешь все делать правильно. В книге Моэм снова спихивает Китти в пропасть, и она вновь поднимается и идет дальше, но уже с пониманием того, что дорога впереди - не светлый путь, а ухабы и повороты. А она - не совершенная женщина, а обычный человек, которым управляют инстинкты и эмоции.
Действие романа происходит в Южном Китае. Моэму нужны были именно эти колониальные декорации. Колонизатор живет в двух измерениях: восхищения непостижимой культурой чуждых ему народов (их экзотизация и обожествление) и отвращения и обесценивания ("грязные, вырождающиеся китайцы"). Колонизатор потребляет ресурсы колонии, если встречает сопротивление - отвечает насилием. Колония - это объект. Роман начинается с того, что все персонажи живут именно в этой дихотомии обожествления - обесценивания, за которыми следуют потребление и насилие. Узнавая Китай, Китти словно познает саму себя и других людей, видит, что это познание ограничено и порой преодолеть границу невозможно.
Смерть властной и угрожающей матери, воссоединение с кротким отцом, ожидания от будущего ребенка - это достойно еще одной рецензии с погружением в детскую психологию. А еще есть символы - почти близнецы мать-настоятельница и мать Китти, а также Уолтер и Уоддингтон, река, дорога, китайская принцесса...
А казалось бы - книжка про супружескую измену.
10174