Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Аноним24 февраля 2016 г.

    Грозовой перевал: да сойдутся на нем все грозы

    Жили-были три девушки сестры. И фамилия их была прекрасная, волнующая, почти магическая. Старшая — Шарлотта (темно-синий цвет), средняя – Эмили (темно-зеленый), младшая – Энн (черный).

    Однажды они сговорились и одновременно написали по одному роману — «Джейн Эйр», «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». И почти сразу же превратились в выдающихся романистов своего времени. Их очень любили и холили приятной мужской критикой.

    Но не все было ясно у трех молодых и смелых писательниц. Умер их брат, и на его похоронах витал дух болезни, который поразил Эмили.

    Через год после издательства Перевала она, будучи молодой, ушла вслед за братом.
    Через два года эта же участь постигла Энн.
    Шарлотта покинула мир немного позже, всего-то один год успев пожить в замужестве.

    Итого славные сестры Бронте остались жить лишь на страницах своих книг, на века вечные – вспыхнув быстро, как горят поля в жаркую погоду, и потухнув скоротечно, как церковные свечи.

    Насколько говорят хроники, характер Эмили отличался излишней интроверсией (нелюдимостью), она была склонна к мистицизму и мрачности, мало с кем общалась и любила только семью. И все свои эти черты она вложила в свой единственный роман — пустота, мрачность, одиночество, порождающие мрачные думы и мысли о смерти.

    Среди вересковых пустошей она разбила два родовых поместья, слабо сообщающихся с остальным миром. И показала, о чем думают и чем живут люди, столь долго не ведавшие шумной городской жизни, как варятся они в своем соку, страдают и пытаются как-то жить.

    Двигателем сюжета служит противоположность двух этих родов — «Грозового перевала» и «Мыза Скворцов». Даже названия у них говорящие: первый — носитель злого рока, по воле судьбы ставший оплотом зла; второй — домашний очаг и хранитель добра. Все повествование обозревает их перипетии и постепенное смешение. Из зла в добро, из добра обратно в зло.

    «От ненависти до любви в два шага» и обратно — вот весь посыл этого готического, романтического произведения. Эмили Бронте взвинчивает до высот каждый индивидуальный характер — здесь все движется сообразно натянутой пружине. «Перевал» пестрит истериками, безумием, ненавистью и местью. Толика любви и счастья в нем — это как отрада, я бы даже сказала, как эфемерный проблеск.

    Но есть ли в романе антагонисты?

    По моему личному мнению, нет. Даже те персонажи, которые действуют исходя из злых, тщедушных намерений, оправданы перед читателем своим печальным детским прошлым – их такими сделали против их воли, вылепили, где осознанно, где нет (Хатклифф, Хиндли, Кэтрин Линтон отчасти).

    И стоит только поражаться, как Эмили Бронте учит своих героев жизни, как строит она их, как вводит новые переменные в их судьбы – из огня да в полымя, не отклоняясь от заданного маршрута – прийти к кульминации напоследок.

    Хотя, признаться честно, я до последнего верила в беспросветность, но автор меня обманул, погрузив в подобие ступора, когда произошли последние сцены романа.

    Перечитать лет через пять, однозначно.

    12
    63