Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 2. Королевское высочество. Лотта в Веймаре
Томас Манн
Аноним14 февраля 2016 г."Королевское высочество"
Краткое содержание
Главный герой - наследный принц Клаус-Генрих, жизнь которого с самого глубокого детства, с первого осознанного шага, подчиняется формулам придворного этикета и представляет собою красивую показную картинку, которой заведомо все восхищаются. Он не видит настоящей жизни ни внутри, ни снаружи. Не только он соблюдает правила и закрывается маской, все в его присутствии также становятся куклами и загораживаются ширмами, показывающими как хорошо живется в государстве всем-всем-всем. Когда появляется принц - неумытых детей отмывают, нечесаных причесывают, в общем, все становится прекрасным, но ненастоящим. Герой живет в вакууме. Все, что он делает - фикция. Но, благодаря тому, что он не представляет другой жизни, а также наставлениям несчастливого, но целеустремленного учителя Юбербейна, Клаус-Генрих верит, что он образ - собирательный образ своего народа, его отображение и символ. Да, забыла сказать, у принца есть врожденный недостаток, левая рука у него недоразвита, она короче правой. С самого начала принца очень жалко. Ни материнской любви, ни отцовской привязанности. Мать влюблена в свое отражение и показывает любовь к детям, только при свидетелях, а отец, отец недосягаем, он соблюдает этикет и многочисленные формулы, что не позволяет ему иметь человеческие чувства. Клаус-Генрих однажды, отдавшись общему настроению, пытается почувствовать что-то настоящее на балу, но в результате оказывается осмеян простой публикой, которая издевается над ним. Он не человек, и не может иметь ничего общего с людьми он фикция, возможно, необходимая, но все же, никакого глубокого смысла ни одно его действие не имеет. Страна в запустении, денег нет, остались только формулы. Принц живет в обстановке отцветшей роскоши, которая стала рухлядью.Тут к ним на курорт приезжает американский миллиардер с дочкой. И, я сразу догадалась, что Клаус-Генрих в нее влюбится. Так и вышло. Правда, он познакомился с ней только когда они с отцом вдруг неожиданно переехали жить к ним в город. Имма Шпельман находится в похожей ситуации, что и у принца. Ей вакуум создала не наследственность, а наследство деда, а так же небезупречная родословная (ее бабушка индейских кровей). Имма вместо этикета и красивых картинок показывает всем открытое презрение и говорит весьма нелицеприятные вещи, показывая свое отношение к каким-либо правилам. Но ее жизнь так же не особо наполнена, она с увлечением занимается алгеброй, но понятие не имеет о том, что такое настоящая жизнь. Тем не менее, познакомившись с принцем она обрушивает на него поток своего недоброжелательства, нарушает все правила, что повергает в шок принца, в общем, ведет себя бестактно, но, как ей кажется, очень прогрессивно и дерзко. Клауса-Генриха, который влюблен в нее с первого взгляда, искренне жаль, ведь он не виноват в том, что он такой, он понятия не имеет, что можно иначе и, конечно же, сам является жертвой обстоятельств. Но постоянные колкости и дерзости Иммы подталкивают его к размышлениям о своей жизни, он изо всех сил старается понять, что делает не так и всю душу вкладывает в свои попытки измениться. Просто в его душу никогда не вкладывали смысл, а только формулы, вот ему и сложно. Но он делает успехи.
Дальше - коротко. Клаус-Генрих, узнав о плачевном состоянии государства, и уже подготовленный к новому отношением Шпельманов, берется за изучение финансового дела и увлекает этим Имму. Она видит в нем нового человека и наконец-то доверяется ему (до этого она промучила бедного принца очень долго своим неверием, хотя он и выказывал совершенно нехарактерные для него поступки и голову, конечно, потерял от любви). Он видит в ней сестру по несчастью и тем сильнее его привязанность. Вместе они решают познать настоящую жизнь и заняться настоящим делом. Далее счастливая развязка - счастье принца оказывается зависит от счастья страны и наоборот, то есть то, что внушал ему Юбербейн - счастье не для него, т.к. он образ отвлеченный - неверное утверждение. В общем, хеппи-энд. Свадьба, выход из кризиса государства благодаря деньгам Шпельманов, ну и, конечно, прекрасная роза из Старого замка, наверняка, теперь будет благоухать.Мысли и не совсем мысли
Основное впечатление - жалость к главным персонажам, которые, по представлению масс, имели все для райской жизни. Но на деле не имели ничего. А были, в целом, неплохими людьми, просто не знали, как быть хорошими. Ненависть к обоим, Иммы к Клаусу-Генриху и народа к Имме (в Америке), кажется страшной ошибкой. Разве можно обвинять человека за то, что он имеет по рождению, за то, что он не выбирал. Никто не знает этих людей, они сами себя не знают, но ненависть к ним родилась вместе с ними.
Конечно, если поразмыслить, то ситуация, описываемая Манном, сказочная, хотя, читая про Клауса-Генриха, я почему-то вспоминала Николая II. Настолько пустым сосудом сложно оставаться так долго; если не положили хорошего, то плохое само нальется. Увы, это на сегодняшний день куда актуальнее (не буду показывать пальцем). Так что "Королевское высочество" - маленькая утопия. Хотя, опять же, наверное и за то, что сосуд наполнился плохим, тоже никого не стоит обвинять. Часто просто нет выбора и представления о том, чем еще его можно наполнить.
Имма самую малость напомнила мадам Шоша из "Волшебной горы", наверное, своей взбалмошностью и непоследовательностью.
Главную проблему - шаблонность и пустоту жизни главных персонажей дополняют символические напоминания об этом предопределении бытия - розы пахнущие тлением, не удобность рабочих кабинетов Альбрехта II и Клауса-Генриха, глупые песни детей и т.д. И, кстати, Юбербейн оказывается не таким уж хорошим человеком, свои неудачи он проецирует на своего воспитанника, считая, если он несчастен, как образ карьеры и учености, то и принц не имеет права на счастье. И тоже очень символично пускает в себя пулю в день свадьбы Иммы и Клауса-Генриха. Так что повествование наполнено множеством параллельных штрихов, которые усиливаю тени в портретах героев.
За что люблю Манна, так это за стиль (спасибо переводчикам). Все такое округлое, чтение идет как по маслу, ни обо что не спотыкаешься и в конце концов это мягкое скольжение становится таким захватывающим (что сидишь до 5 утра и не можешь остановиться).
И почему я весь год откладывала этот прекрасный миг? Было почему-то немного страшно. Хотя, думаю, это было из серии - самое вкусное на потом.Ну и конечно: "Разве тот, кто узнал любовь, ничего не знает о жизни?"
"Лотта в Веймаре"
О чем? О ком?
Здесь сложно говорить о кратком содержании, т.к. событий не так уж много происходит и в центре романа не сюжет как таковой, а размышление на тему феномена гения и гениальности. Этот роман посвящен целиком и полностью личности Иоганна Вольфганга фон Гёте. И это несмотря на название. Шарлотта Кестнер - прообраз Лотты из "Вертера" - лишь предлог для начала многостороннего рассмотрения личности Гёте. Шарлотта в преклонном возрасте приезжает в Веймар к своим родственникам, но в душе-то она знает, что едет в этот город, чтобы через 40 с лишним лет повидать друга своей юности, и посмотреть на то если и могло бы, что она отвергла в свое время.
Ее приезд вызывает ажиотаж среди жителей города, все хотят увидеть Лотту во плоти, пусть и под печатью времени. Не успевает она добраться из гостиницы до своих родственников, а уже к ней выстраивается целая очередь посетителей, желающих засвидетельствовать ей свое почтение, на площади толпы народа ждут ее появления. Но посетители, да и сама Шарлотта в своей беседе, все, так или иначе, касаются личности признанного гения. И, как это ни странно, в основном в очень уважительной форме все они ропщут на него. И тут ставится вопрос о Гёте в качестве человека, какое влияние он оказывает на окружающих, как отвечает на их чувства, как отплачивает им за их преданность. Шарлотта так же немного ослабевает под этим натиском и высказывает свои претензии, но, тем не менее, она, одна из немногих, кто, все же, искренне любит Гёте.
Лотта отправляет записку своему старому другу, и он приглашает ее на званый ужин. Но здесь он предстает перед ней далеким, даже чужим, новым и в чем-то пугающим. Его наигранность и неестественность расстраивают ее. Но еще больше она расстраивается и даже оказывается под гнетом страха, когда замечает наигранность поклонения ему. Гости преувеличенно громко смеются, восхищаются и восторгаются, но под этим маскарадом скрываются их личное, человеческое, и это далеко не те восторги. Каждый затаил какие-то обиды на гения. Конечно, это и зависть. Наверное, в первую очередь это именно она. Почти до последней главы Гёте проступает в ярких, но страшных красках, как разрушитель жизни окружающих, как человек не способный на чувства в обычном понимании, он равнодушен к сыну, он не любит никого, он думает только о том, как бы успеть завершить все задуманное, неся свою гениальности и оберегая ее, ценою любых жертв среди окружающих его людей.
Когда одна из глав начинается потоком мыслей Гёте, которые так отличаются от всех ранее ведомых бесед о нем, его личность начинает проявляться уже с новой стороны. Он, действительно, мало ценит окружающих в обычном понимании, но ценит все вокруг как материал для творчества, восторгается на свой особый лад. Он полностью сосредоточен на своем творчестве. Его личность и то, как ее видят другие - тоже творчество. То, как он встречает гостей, даже как разговаривает со слугами - это все он творит сам, здесь и сейчас. И, последняя глава - маски сброшены, он делает шаг навстечу Шарлотте, когда она возвращается из театра в его ландо, он оказывается там. Происходит объяснение с глазу на глаз. Это лучшие страницы романа. Захватывающие в своей правде, глубине и силе. Шарлотта высказывает накипевшее, в один момент он даже неучтивостью вызывает ее на откровенность, но все же, она по-прежнему восхищается им, и все свои горькие обиды, честно вылитые в своей не очень красивой форме, она завершает искренним признанием в страхе, что ее забудут, в том качестве, в котором помнят сейчас. Шарлотта, как я уже говорила, по-настоящему, от чистого сердца восторгается, любит и ценит Гёте, несмотря ни на что.
Ответ Гёте ей ставит точку в романе. Пусть он совершает жертвоприношения, но он и сам жертва, главная жертва. И тут образ гения оказывается завершен и оправдан.Мысли и не совсем мысли
В начале было обидно за Шарлотту, потом по ходу повествования, за большое количество пострадавших от тирании Гете, потом знакомство с Гёте, сомнения. И катарсис в конце - Гёте снимает маску. Это, если быть совсем уж кратким.
Все люди, соприкасающиеся с гением оказываются навсегда частью его замысла, оказываются вплетенными в повествование его жизни. Многие из них, так и не оправившись, всю жизнь живут воспоминанием, живут под знаком Гёте, теряют себя и погибают для жизни.
Когда начался поток мыслей Гёте, я почему-то вспомнила "Опавшие листья" Розанова, напомнило, однако.
Ну и сложноводворяемая в мозг мысль. Гений в своей человеческой жизни остается непонятым простыми и непростыми обывателями, они страдают, ревнуют, ненавидят, испытывают всю ту огромную гамму чувств, что мы зовем человеческими страстями. Гений же, хоть и оказывается в гуще событий, тем не менее остается незатронутым, незапятнанным этими эмоциями, показывающими, в основном, человеческие слабости. Да, он не чужд страстей, но все они переживаются им по особому, нечто надмирное присутствует в каждом его движении, осознание причастности к мирозданию и своей избранности не позволяют гению найти друзей среди людей. Его чувства - это тоже творчество, его жизнь - полотно, которое он пишет сам, используя самые потрясающие краски. Это и страшно, и грустно. Сложно, очень сложно. Гений живет в полном одиночестве. И он сам выбрал этот жертвенный путь. Осознал его и твердым шагом устремился вперед.969