Рецензия на книгу
The Thousand Autumns of Jacob De Zoet
David Mitchell
Аноним12 февраля 2016 г.Бывают такие авторы, которых непонятно за что любишь. Вроде бы нет сумасшедшей динамики, заумных цитат или фантастических описаний, а все равно оторваться невозможно, и каждая последующая книга с его именем на обложке просто манит. Потом проходит время и осознаешь, что вот эти признаки привлекательности – это всего лишь украшательства, элементы притягивания внимания, которые, в случае, если за ними ничего не стоит, не оставляют никакого следа после себя. Истинную ценность нужно искать внутри.
За каждой страницей скрывается нечто таинственное, просящееся наружу, но, так или иначе, раскрывающееся при определенных обстоятельствах, которые, опять же, не могут быть похожи на кульминации в типичных современных блокбастерах. Эти обстоятельства – результат чьей-то мастерски запланированной игры, которая мгновенно полностью раскрывается перед читателем: или диалог, где собеседники делятся частями пазла, которых не хватало каждому из них или даже монолог, в котором один из персонажей раскрывается. Казалось бы, что большинство романов и так заполнены разговорами двоих вкось и поперек, но если книга оставляет след, то запоминается и тот один единственный диалог, который ставит вещи на свое места и одновременно задает определенные вопросы самому читателю. Факторов, свидетельствующих о мастерстве автора, о его таланте может быть множество, и, скажу больше, для разных людей это может быть абсолютно противоположные вещи. Но когда понимаешь, что характерно для одного автора, начинаешь брать его книги не только потому что они привлекают сами по себе, а потому что хочется найти то же зерно в новой истории.
У меня так произошло с Дэвидом Митчеллом, автором, тремя книгами которого я уже успел насладиться. Началось все с легендарного «Облачного атласа». Разные времена, разные люди и тонкая нить, переплетающая их судьбы – вот почему он обрел такой статус. Признаюсь честно, я не сразу дошел до этого. Возможно, виной тому возраст. Может где-то пропускал какие-то намеки, образы, но почитав рецензии, статьи о романе, я начал понимать больше. Вторым объектом на моем пути изучение литературного наследия британского мастера стал «Лужок черного лебедя». Эту книгу я уже смог понять самостоятельно, и, если сверяться с мнением близких мне людей и неглупых комментаторов в интернете, это действительно вышло. История о взрослении, которая проходит не этапами «боялся-не боялся», а последовательным осознанием собственных сил, возможно, предназначения и понимания того, как правильно поступать. В финале романа мы не получали мальчика, который резко стал смелый, крутой и взрослый. Да, он повзрослел, но внутри и мы смогли это почувствовать – как чувствуем все вокруг нас в реальном мире. Нам не нужны слова или действия – это все на уровне внутреннего понимания. У Митчела это получилось сделать с помощью слов – в романе. Как по мне, это феноменально.
И вот я вплотную подобрался к «Тысячу осеней Якоба де Зута». Прочитав аннотацию, я ожидал получить нечто похожее больше на «Лужок», нежели «Облачный атлас». В итоге последнего оказалось больше. Попробую объяснить почему.
Молодой клерк желает пожениться на прекрасной девушке – своей избраннице. Он честен, добр и достаточно красив, но ее отцу этого мало. Он не готов делиться своим сокровищем с тем, кто не имеет гроша за душой. Поэтому ставит условие, при котором согласен отдать свою дочь за Якоба. И последний отправляется в плавание, которое должно было принести ему хорошую сумму и любимую девушке, а подарило жизнь, которой он не ждал. А еще у него в руках оказалось нить – нить судеб героев, которые при самых обычных условиях оказались с ним связаны. В дальнейшем эти герои будут играть не меньшую роль, но только в самом конце придет осознание того, как мастерски Дэвид Митчелл их переплел.
В «Тысяча осеней Якоба де Зута» вы влюбитесь в Японию. Пусть тут описываются не самые лучшие и далеко не самые актуальные, относительно современности, времена, это все равно незабываемое место, в котором я очень хотел бы побывать. Некоторые вещи будут удивлять, другие приятно радовать, а третьи – вызывать истинное недоумение. Но это ли не классно – познакомиться с совершенно новой культурой, узнать нечто новое, неизведанное, тем более от такого щепетильного автора как Дэвид Митчел. Согласно разным источникам, он мог провести целый день, просо пытаясь узнать один лишь факт из бытовой жизни японцев того времени. И оно того стоило. В этот мир веришь сразу, с первого предложения. Люди, места, события – все настолько правдоподобно, что вполне могло бы быть когда-то в прошлом в реальном мире. Сам автор несколько лет жил в Японии, поэтому, наверное, и сам успел влюбиться в нее и своим романом не только рассказал восхитительную историю, но и поделился тем, что нам необходимо знать о стране восходящего солнца.
Повторюсь, сама история восхитительна. Опираясь на название, я ждал каких-то откровений от главного героя, который бы прошел через различные ситуации, осознал ценность жизни и вернулся на родину совершенно другим человек или остался бы и внес качественные изменения в существующий строй. Но автор так не сделал, и именно благодаря этому он удивил. (Это кстати та меньшая часть, которая больше напоминает "Лужок") В книге нет безумно драматичных или пафосных сцен. Она кажется аж слишком реальной – именно поэтому ты в нее и веришь. Начинаешь задумываться о значении окружающих в твоей жизни, и о ценности твоей жизни для других. Это важно, и Дэвид Митчелл не устает повторять это из произведения в произведения. Представьте, что вы собираете пазл, на котором изображены несколько людей. Вы даже не представляете, как они должны выглядеть, но понемногу двигаетесь к тому, чтоб получить полноценный рисунок. Вырисовывается деталь за деталью, и вот вы его уже видите – он полон пропусков, но понятен для вас. Чуть позже, казалось бы, картинка уже полная, но один ее край покрыт неровностями и там явно должно быть что-то еще, да и деталей много осталось. И тут вы находите 2 соприкасающиеся детали, которые идеально ложатся друг на друга. 2 маленькие части, которые могли вы могли обнаружить и соединить совершенно случайно. Но вы это сделали, а значит именно здесь им и место. Значит, так было задумано с самого начала.
Именно так и строится роман Дэвида Митчелла. Связь между персонажами кажется настолько условной, что цельный сюжет больше напоминает список новел, и истинную сложность и связность истории понимаешь лишь в конце.
Мне безумно понравились и герои. Они все живые, настоящие, будто бы писанные с реальных людей, а не из головы. Каждый вызывает определенную ассоциацию, и удерживает ее на протяжении всей истории. А главный герой – это пример хорошего человека, который не совершает геройских поступков и не спасает плану. Он просто хороший человек, и это в нем и привлекает.
«Тысяча осеней Якоба де Зута» кажется обычной книгой, хотя таковой, на самом деле, и является, но это обычность привлекает. Ее хочется исследовать, узнавать и общаться этими героями в реальной жизни. Ты им веришь, сопереживаешь – а значит они удались. Удалась и Япония – наполненная мелкими деталями, из которых сложилась еще одна красивая картинка пазлов. А еще именно благодаря этой книге я официально могу признать, что Дэвид Митчелл относится к когорте моих самых любимых писателей.
P.S. Не нужно судить о книге во время чтения. И даже когда закончите - не судите. И потом, когда подумаете о том, что прошли - не нужно писать рецензию и ставить гневную оценку. Хорошенько поразмыслите, а потом освободите. Только потом мозг подкинет вам то, чем на самом деле является эта книга.
463