Рецензия на книгу
Гобсек (аудиокнига MP3)
О. Бальзак
Аноним1 февраля 2016 г.Ценители называют «Гобсек» лучшей бальзаковской повестью. Спорить с этим я не имею права, в основном из-за достаточно узкого знакомства с творчеством автора. Бытует мнение, будто в многочисленных произведениях мастера нет хоть чем-то похожих друг на друга персонажей, возможно, это так. Но в своей совокупности все они являют портрет алчного буржуазного общества Парижа девятнадцатого века. Я имею возможность сравнивать «Гобсек» с другой повестью Бальзака - «Пьеретта»: творения совершенно разные, однако стремящиеся к одной цели - разоблачению дворянской бытности, скрываясь под маской критического реализма.
Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволяет автору развить и связать между собой две сюжетные линии, героями первой являются Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто, вторая - история адвоката Дервиля о ростовщике Гобсеке. Стряпчий и его сосед ввязались в интересную историю, связанную с наследством Графа де Ресто, где каждый проявил себя по своему, двигаясь, в начале, будто бы к одному, но в последствии их пути разошлись: Дервиль выбрал честь, Гобсек деньги и власть.Пожалуй, каждая эпоха находит отражение в каком-либо произведении, но тем интереснее, если это не просто книга, или художественный портрет, а один яркий колоритный персонаж, каковым и является Гобсек. В изображении старого «векселиста» собраны все основные пороки богатого общества, имеющие при этом интересную оболочку, пропитанную непревзойденным характером. Как и во многих других произведениях Бальзака, деятельность героев построена на желании достичь собственного превосходства, не всех, конечно, но в большинстве своем. Главный образ раскрывается перед нами наиболее подробно, так что все ходы Гобсека понятны, его философия - пугающая и отталкивающая, с какой-то стороны действительно открывает читателю горькую правду жизни. Он не верит в нравственность людей, в их порядочность, но при этом он отличный психолог, умеющий заглядывать в самые далекие и надежные тайники сердец, он привык давить, а не быть подавленным.При этом полностью доверяет свои мысли Дервилю, высказывая их смело и откровенно - он считает его другом, и в некоторых ситуациях мне радостно казалось, что душа ростовщика не столь пропащая. Расстраивает, однако, что все попытки и желания совершить что-то стоящее он в себе подавлял, не желая предавать свои интересы и четкие убеждения. Для меня он остался противоречивым персонажем, так и не понятым до конца.Он был скрытен, и все что нам известно - лишь частичка Гобсека, в то время как настоящая истина не показана, возможно, даже самому автору.
Идея Бальзака объясняет нам превосходство Живоглота над другими людьми: один отнимал деньги у другого, борьба интересов сводилась лишь к материальному богатству и желанию обладать. В этом автор видел смысл жизни своего времени.
Негативными помыслами были наделены и Анастази - супруга графа де Расто и сам ростовщик. Момент, когда графиня сталкивает тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, есть воплощение разрушительных страстей, порожденных денежными интересами.
Интриги в обществе плетутся и удивляют своей изощренностью, хитростью поворотов. Опять же сравнивая произведение с «Пьереттой», хочется сказать, что в этом случаи злодеи хоть как-то наказаны. В Первом случаи героиня умирает, оставив своих обидчиков на «суд божий», здесь же виновные сами выбрали свою участь. Анастази, явно, частично раскаялась в своих действиях, промотав состояние мужа со своим любовником, она лишила своих детей обеспеченной жизни, но все же, полностью отдавшись их воспитанию, справилась с этим достойно, дав им хорошее образование. Возможно, она хотела оградить их от собственных ошибок, а это можно считать добрым помыслом.
Гобсек же, наживший огромное состояние, погиб в безумстве, одержимый манией скопления собственных богатств. Мне до последнего хотелось верить, что сострадание и доброта, которые он так часто отвергал, вдруг проснутся в душе, и ростовщик завещает долю заработанного нечестным путем добровольно Эрнесту. Но, увы, этого не произошло. Желая познавать жизнь с положительной точки зрения, я смею предположить, что проницательный Гобсек все же, не оставил крупного завещания юноше, ибо внезапно свалившиеся на нас богатства редко приводят нас к чему-то хорошему, ростовщик, знавший цену деньгам, представлял это, как никто другой. Но пускай мое предположение и останется таковым. Ведь лишь справедливость в лице Дервиля смогла решить эту проблему. Именно адвокат и его жена Фанни Мальво являются образом чего-то чистого и светлого, благодаря этому у нас остается надежда на хороший конец любых, даже самых темных дел. Однако, по словам автора, рассказывать о жизни счастливых людей - вещь крайне скучная.
Жажда наживы и славы не может быть основой разумной человеческой жизни - к этой проблеме, как известно, будут прибегать многие писатели девятнадцатого и двадцатого века ( частично и Гоголь, в своем произведении «Портрет»), что говорит о несомненной актуальности и философской значимости, которую нельзя отрицать даже сейчас, размышляя о истинном смысле существования.
От себя могу сказать, что читать Бальзака достаточно легко, избегая некоторых непонятных мне политических и исторических моментов. А когда предложенная информация гладко и крепко усваивается - это ощутимый плюс, с помощью которого можно донести многие сложные истины. И если я верно все поняла, то цель автора явно достигнута.5271