Рецензия на книгу
Il conformista
Alberto Moravia
Alevtina_Varava30 января 2016 г.Очень странно читать о личности, напрочь тебе противоположной в стремлениях. В корне противоположной. Быть как все. Безусловно, герои с подобными устремлениями часто встречаются в литературе. Но в Марчелло это выражено настолько подчеркнуто и гиперболизировано, что действительно поражает. Это основа его потребностей. И она болезненная. Оставляя причины – это так странно, что даже завораживает.
Только бы как все. Всё, как все. Пусть это пошло и серо – но как все.
Или это тоже иллюзия?
Лучше всего в этой книге написано вступление. Оно – натянутое, как струна, готовая лопнуть. Оно читается на вдохе. Пока поглощаешь его, все кругом будто теряет краски и звуки, отступает на задний план и размывается.
А потом – начинается само повествование. Странное. И перемежаемое потрясающими описаниями – городов, природы, людей.
Но вернёмся к сюжету. Я не поставлю этой книге очень высокую оценку, потому что сюжет то и дело обескураживает. Вдруг. Неправдоподобностью. Эта странная страсть жены профессора и все поведение четырех героев в Париже. Неестественное.
Вдруг возникший живым Лино. Если бы его здравие обнаружилось более правдоподобным образом – какие вопросы? Но так? Фи.
И конец. Самолет-бомбардировщик тратит заряды на одиноко движущуюся по пустой трассе легковушку? Да и что вообще произошло? Ни взрыва, ни очереди… Что и как там, в финале, произошло?
Эти три эпизода вообще ключевые, вроде, ради них написано. Сложная, неоднозначная ситуация в Париже. Выяснение, что вся жизнь сломана зря, потому что вины нет (хотя я и так не видела вины). И смерть невинных жены и дочери. Но именно самое важное в этой книге какое-то картонное, наскоро вырезное, бездыханное.
И еще тот старик-педераст поднапряг. Опять же дурацкая какая-то ситуация. А ведь тоже из ключевых штрихов…Книга… о чем? Личность Марчелло – непонятная. Непознаваемая. Все, что он придумал себе – странно. И стремления, и искупление. Странно, но это как раз делает книгу книгой. Если бы не «картонные вставки», все бы хорошо.
А самый интересный персонаж здесь, на мой взгляд, Джулия. Оказавшаяся вовсе не куклой с фабричного станка. А весьма глубокой, мудрой и необычной жениной. Даром герой стремился к совсем иному.Мне сложно оценивать эту вещь. Разбить бы ее а куски, часть – в один сюжет с одной оценкой, часть – в другой, или сразу в корзину.
А если бы можно было оставить только вступление, тут была бы без вопросов десятка.Флэшмоб 2016: 30/66.
9790