Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Il conformista

Alberto Moravia

  • Аватар пользователя
    Alevtina_Varava30 января 2016 г.

    Очень странно читать о личности, напрочь тебе противоположной в стремлениях. В корне противоположной. Быть как все. Безусловно, герои с подобными устремлениями часто встречаются в литературе. Но в Марчелло это выражено настолько подчеркнуто и гиперболизировано, что действительно поражает. Это основа его потребностей. И она болезненная. Оставляя причины – это так странно, что даже завораживает.

    Только бы как все. Всё, как все. Пусть это пошло и серо – но как все.
    Или это тоже иллюзия?
    Лучше всего в этой книге написано вступление. Оно – натянутое, как струна, готовая лопнуть. Оно читается на вдохе. Пока поглощаешь его, все кругом будто теряет краски и звуки, отступает на задний план и размывается.
    А потом – начинается само повествование. Странное. И перемежаемое потрясающими описаниями – городов, природы, людей.
    Но вернёмся к сюжету. Я не поставлю этой книге очень высокую оценку, потому что сюжет то и дело обескураживает. Вдруг. Неправдоподобностью. Эта странная страсть жены профессора и все поведение четырех героев в Париже. Неестественное.
    Вдруг возникший живым Лино. Если бы его здравие обнаружилось более правдоподобным образом – какие вопросы? Но так? Фи.
    И конец. Самолет-бомбардировщик тратит заряды на одиноко движущуюся по пустой трассе легковушку? Да и что вообще произошло? Ни взрыва, ни очереди… Что и как там, в финале, произошло?
    Эти три эпизода вообще ключевые, вроде, ради них написано. Сложная, неоднозначная ситуация в Париже. Выяснение, что вся жизнь сломана зря, потому что вины нет (хотя я и так не видела вины). И смерть невинных жены и дочери. Но именно самое важное в этой книге какое-то картонное, наскоро вырезное, бездыханное.
    И еще тот старик-педераст поднапряг. Опять же дурацкая какая-то ситуация. А ведь тоже из ключевых штрихов…

    Книга… о чем? Личность Марчелло – непонятная. Непознаваемая. Все, что он придумал себе – странно. И стремления, и искупление. Странно, но это как раз делает книгу книгой. Если бы не «картонные вставки», все бы хорошо.
    А самый интересный персонаж здесь, на мой взгляд, Джулия. Оказавшаяся вовсе не куклой с фабричного станка. А весьма глубокой, мудрой и необычной жениной. Даром герой стремился к совсем иному.

    Мне сложно оценивать эту вещь. Разбить бы ее а куски, часть – в один сюжет с одной оценкой, часть – в другой, или сразу в корзину.
    А если бы можно было оставить только вступление, тут была бы без вопросов десятка.

    Флэшмоб 2016: 30/66.

    9
    790