Рецензия на книгу
Лермонтов в Петербурге
Людмила Назарова, Виктор Мануйлов
Decadence2029 января 2016 г.Мой лучший родственник - я сам...
Взялась за эту книгу в надежде узнать что-то новое о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Надежды частично оправдались. Автор затронул аспекты жизни поэта, напрямую связанные с Петербургом, и практически не коснулся событий, произошедших вне этого города.Лермонтов и Петербург. Что может быть лучше для читателя, любящего творчество Михаила Юрьевича и прекрасный город на Неве! Автор дает возможность побродить по улицам северной столицы, увидеть людей и события 1830-х годов глазами поэта.
Новая столица, основанная в начале 18 века, всё ещё строилась. Подчеркнуто строгая планировка площадей и улиц свидетельствовала о продуманности грандиозных архитектурных замыслов, посильных только для могучей империи...Петербург был воспринят Лермонтовым без восторга. Напротив, он, любящий Москву, видит в жизни светского общества северной столицы много порока и лицемерия. Поэту скучно. Он пишет М.А. Лопухиной: "Как только я приехал, я посещал - и признаюсь, довольно часто - родственников, с которыми я должен был познакомиться, но в конце концов я убедился, что мой лучший родственник - я сам...".
Лишь спустя некоторое время поэт начинает осознавать всё величие города, значимость таких известных людей, живущих там, как Пушкин и Гоголь, и происходящих в то время событий. Лермонтов формировался под влиянием творчества своего старшего современника - Пушкина.
Приехав в Петербург, Михаил Юрьевич предполагал сначала поступить в университет, но ему отказались зачесть два года, проведённые в Московском. Таким образом Лермонтов принял решение поступать в школу юнкеров, где кроме военных дисциплин он изучал и общеобразовательные предметы. Став офицером лейб-гвардии Гусарского полка, он был уже разносторонне образованным человеком, обладавшим достаточно широким кругозором.
Из всех удовольствий, которым предавались офицеры, Лермонтов по-настоящему любил только цыган с их песнями и плясками.
Своеобразный быт, необычность типов и характеров, а главное - независимость таборной жизни, ко орую они воспевали - всё это привлекало поэтаАвтор книги подробно останавливается на вопросах, связанных с дарованиями Лермонтова, такими как: поэзия, проза, рисунок, скульптура, музыка, а также его увлечениями театром и балетом.
Помимо всего прочего, автор проводит подробный анализ жизни светского общества первой половины 19 века (музыкальные и литературные предпочтения, балы-маскарады, технический прогресс - первые опыты езды по железной дороге).
Создавая "Маскарад", Лермонтов проявляет себя как драматург. В романе "Княгиня Лиговская" он большое внимание уделяет топографии Петербурга, упоминание которой имеет социальный смысл.
Стал неожиданно новой информацией тот факт, что Михаил Юрьевич присутствовал на похоронах Пушкина:
...известный географ и путешественник П.П. Семёнов-Тян-Шанский утверждал, что десятилетним мальчиком он видел Лермонтова у гроба Пушкина.Многое поражает в судьбе Михаила Юрьевича. Фаталист в "Герое нашего времени" был написан им неслучайно. Как сказал капитан Тушканов о смерти Вулича: "Как после этого не поверить в фатум? От пули уберёгся, чтобы через пару часов быть зарубленным".
Перевод Лермонтова в драгунский полк в Закавказье означал отправку опального поэта в действующую армию, где он мог быть убит в одном из походов или умереть от лихорадки.Но суждено ему было погибнуть иначе...
Любимым созданием поэта был мятежный образ Мцыри, а также непреклонный Демон.
12 августа 1841 года "высочайшим указом", данным в Петергофе, "умерший Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов" был исключён из списков.Поручику Михаилу Лермонтову уже не суждено было когда-либо появиться на улицах Петербурга.
16461